Тема:

Кризис Евросоюза 4 месяца назад

Особое соглашение ЕС с Великобританией. Реплика Георгия Бовта

Британский премьер Дэвид Кэмерон решил взять старушку Европу на испуг. Мол, проведем референдум – и Good bye, друзья, проживающие за Каналом, как в Британии называют пролив Ла-Манш.

Британский премьер Дэвид Кэмерон решил взять старушку Европу на испуг. Мол, проведем референдум – и Good bye, друзья, проживающие за Каналом, как в Британии называют пролив Ла-Манш.

В порядке доброго старого английского шантажа Лондон предъявил Брюсселю ряд условий. Их выполнение будет означать, что для одной страны создаются правила, отличающиеся от тех, что действуют для других.

Британский премьер, мастер манипулирования политической конъюнктурой, не исключил, что референдум о членстве Британии в Евросоюзе может состояться уже в этом году. Если чаша весов общественного мнения будет склоняться к тому, чтобы остаться в ЕС, то дату референдума подгонят под такие настроения.

На днях председатель Евросовета Дональд Туск представил проект Особого соглашения ЕС с Великобританией. Однако оно может удовлетворить лишь часть британских евроскептиков. Хотя после парижских терактов и на фоне наплыва беженцев в Европу, относительное большинство британцев вновь, впервые с октября 2014 года, качнулось, было, в пользу выхода из ЕС, так называемого Brexit — 42% — против, 38% — за выход.

Проект Особого соглашения предусматривает создание механизма пересмотра национальными парламентами общеевропейских законопроектов. Это станет шагом назад по пути евроинтеграции. Хотя применение такой "красной карточки" будет обставлено сложными процедурами. Решение Европарламента может быть заблокировано лишь силами 55% национальных парламентов стран-членов ЕС и только в случае, когда речь идет об "ущемлении национального суверенитета". Британии дадут право отсрочить на четыре года подключение трудовых мигрантов из других стран ЕС к социальной системе страны. Размеры социальных выплат и льгот будут поставлены в зависимость от того, как долго такой работник пребывает в Британии и платит там налоги. Будет разрешено отправлять по истечении 4 лет пособие на ребенка, получаемое в Британии, к себе на родину. Но размеры его будут меньше, если стоимость жизни в этой стране ЕС меньше британской.

Кэмерон вообще хотел это все прекратить, но ему пришлось уступить. Британские евроскептики считают: торг здесь неуместен. И твердо стоят на том, что "понаехавшим" не должно вообще ничего перепадать из британской казны.

Речь, прежде всего, о трудовых мигрантах из Восточной Европы и Балтии. Особенно трудно этот пункт будет "продать" таким странам, как Польша. В свое время Британия открыла свой рынок труда для работников из стран-новобранцев ЕС, и многие протоптали туда дорожку.

Поэтому завтра Кэмерон отправляется в Варшаву – заниматься "предпродажной подготовкой" проекта соглашения. ЕС также гарантирует право Соединенного Королевства воздержаться от более глубокой политической интеграции в Союз, включая право оставаться вне зоны евро и вне Шенгена. То есть ЕС сохранит статус мультивалютного союза, а дальнейшее движение в сторону политической интеграции замораживается. Это может побудить страны еврозоны начать укреплять собственный союз внутри ЕС. Так, французская Libération, отражая популярные настроения не только в самой Франции, но и Германии пишет, что настало время подумать о политической интеграции в рамках еврозоны из 19 стран, а не всего Евросоюза. Что, конечно, сделает союз еще более пестрым и рыхлым образованием. Не о том мечтали его отцы-основатели. Также проект соглашения предполагает расширить национальные полномочия в сфере безопасности. Страны получат право не пускать к себе лиц, лишь подозреваемых в том, что от них может исходить террористическая угроза, без предъявления доказательств. Будет усилена борьба с проникновением в ЕС на основании фиктивных браков. Решение о реформах вступит в силу, если будет одобрено на саммите ЕС 18-19 февраля и только если Великобритания останется в сообществе.

Британский премьер уверяет, что доволен компромиссом и будет агитировать на референдуме за сохранение членства. Главное, мол, теперь не будет в Европе никакого "супергосударства", а Британия останется "гордой и независимой страной".

Многие правоведы считают, что, как минимум, три положения проекта соглашения – ограничение социальных выплат трудовым мигрантам из ЕС, блокирование дальнейшего сближения государств к более тесному политическому союзу и сохранение ЕС, как мультивалютного образования – требуют внесения поправок в основополагающие документы ЕС. Иначе это просто не будет работать. А речь, ни много, ни мало, идет о пересмотре базовых принципов европейской интеграции. Значит, нужна ратификация таких поправок всеми 28 странами-членами Евросоюза.

Ряд государств ЕС уже заявили о несогласии с такими изменениями. И Кэмерону вместе с брюссельскими чиновниками придется их переубеждать. Главный политический трюк будет состоять в том, чтобы продавить Особое соглашение ЕС с Великобританией, которая является вторым по величине спонсором бюджета ЕС, без внесения поправок в основополагающие документы Евросоюза.

Удастся ли шантаж Евросоюза со стороны британского премьера Дэвида Кэмерона? Если это сойдет Лондону с рук, "ящик Пандоры" будет открыт, и другие тоже станут шантажировать Брюссель.