Тема:

Российско-турецкие отношения 7 месяцев назад

Турцию лишили туристов и доходов: Москва подготовила Анкаре ответ на сбитый самолет

Турецкий бизнес стал заложником агрессивной политики турецкого руководства, заявил Дмитрий Медведев на совещании с вице-премьерами. Ключевой темой стало обсуждение специальных экономических мер в отношении Анкары. Премьер подчеркнул, что ограничительные меры не направлены против народа Турции.

Турецкий бизнес стал заложником агрессивной политики турецкого руководства. Об этом Дмитрий Медведев говорил на совещании с вице-премьерами. Ключевой темой стало обсуждение специальных экономических мер в отношении Анкары. Премьер подчеркнул, что ограничительные меры не направлены против народа Турции. Как изменятся прилавки наших магазинов?

Правительству было поручено максимально быстро проработать список специальных экономических мер. Ответ на предательский удар в спину готов.

"Это наши ответные и вынужденные действия, на которые мы пошли в интересах обеспечения безопасности наших людей и в качестве реакции на агрессивное поведение Турецкой республики. Они стали ответом именно на эти недружественные действия со стороны правительства Турции. Специальные меры действительно затрагивают значительную часть экономических отношений, поэтому действовать будем прагматично, что вытекает из указа президента. А именно, чтобы принимаемые нами решения были максимально чувствительны для турецкой стороны. И при этом, минимально затрагивали наши экономические интересы", — пояснил российский премьер-министр Дмитрий Медведев.

Отрасль, которая отвечает этим условиям, сельскохозяйственная. Для Турции это существенная доля экспорта, для России — почти безболезненно: стимул для импортозамещения и переориентации на рынки других стран. Не эмбарго, но ограничения могут коснуться овощей, в основном помидоров, и фруктов.

"Чтобы избежать роста цен на внутреннем рынке, предлагаем ввести отложенный срок запрета действия постановления, которое будет выпущено, чтобы у рынка, покупателей наших, торговых организаций, было время, буквально несколько недель, чтобы переориентироваться, переключиться на других поставщиков", — попросил заместитель председателя правительства Аркадий Дворкович.

Следить за ценами будет и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Опыт есть, напомнил глава ведомства Игорь Артемьев. После введения контрсанкций против Евросоюза, рынок уже через 3-4 месяца переключился на других поставщиков. Сейчас же речь идет всего об одной стране и относительно небольших объемах, которые могут заменить продукты из Армении, Азербайджана. И, по мнению Артемьева, большого роста цен не будет в любом случае.

Еще один более чем эффективный прием — отмена безвизового режима. Но что важно, речь идет ни в коем случае не о запрете на посещение или на работу турецких граждан в России, а об ограничении и строгом контроле.

"Все контракты, которые действуют в настоящий момент, и те, которые заключены до 31 декабря текущего года, продолжат работать. На этих объектах, на этих стройках, продолжат свою трудовую деятельность граждане Турецкой республики. По новым контрактам такой возможности свободной не будет. Им надо будет обращаться в правительство за специальным разрешением", — разъяснил первый заместитель председателя правительства Игорь Шувалов.

За ограничительные скобки вынесут важные инвестпроекты с турецким участием — аэропорты, стадионы к чемпионату мира по футболу, ряд объектов химической промышленности, металлургии. Список подготовят в течение двух недель.

В портах предлагают ввести дополнительный контроль, автоперевозки — сократить вчетверо, а авиа — практически исключить. Чартеры уже запрещены, регулярными рейсами вернутся те, кто еще отдыхает в Турции.

"В Турции находятся наши 919 граждан. В ближайшее время они тоже вернутся на Родину. Туристы, которые купили туры в Турцию, в связи с тем, что существует террористическая угроза их нахождению в Турции, имеют право расторгнуть договор и, естественно, обратиться к туроператору, турагенту, чтобы попросить возврата денежных средств в полном объеме", — подчеркнул руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов.

Туризм и строительство — две основные статьи турецкого экспорта, соответственно, самые больные точки. Но премьер еще раз подчеркивает: это защита в ответ на нападение.

"Просил бы коллег по правительству и руководство правительства разъяснить суть тех решений, которые мы принимаем, решение турецкому бизнесу. Решение, которое принято, представители турецкого бизнеса оказались заложниками у руководства Турции. К сожалению, руководители Турции занимают весьма странную позицию: я только что посмотрел, появилась позиция. Турецкий премьер-министр очень надеется, что российская сторона надеется на пересмотр Россией ответных мер в связи с инцидентом с российским самолетом. И в то же время сказал, что Турция никогда не будет извиняться за этот инцидент. Комментарии тут излишни", — констатировал Дмитрий Медведев.

Этот список — лишь первый ответный шаг, при необходимости у правительства есть полномочия расширить перечень, например, внести туда промтовары. Окончательный проект постановления будет представлен на подпись премьер-министру в ближайшее время.

Москворецкий рынок российской столицы. За каждым прилавком здесь следят за международными новостями едва ли не пристальней иных политиков. Еще не успели для России завять турецкие помидоры, а продавцы уже знают, чем заменить.

"Конечно будет что есть. Не пропадем без них. Есть Иран, есть Абхазия, — поясняет продавец Людмила Угурян. — Есть Марокко — томаты тоже хорошие. Вот, допустим, черри из Марокко. Сливка Марокко — хороший продукт".

Овощи и фрукты для России — это почти полтора миллиарда долларов в турецкой экономике. Даже знаменитый ширпотреб — джинсы и кожаные куртки — не приносят столько денег. После введения в 2014 году антизападного продуктового эмбарго сельскохозяйственная звезда Турции взошла особенно высоко. Импорт из этой страны возрос на треть. На крупнейшей в Москве оптовой базе для турецких продуктов выделили даже отдельный павильон.

- Лимоны турецкие, гранаты, мандарины турецкие тоже хорошие.

За соседним прилавком — человек с редким именем Командор. Он деловито развешивает израильский виноград. И в отношении турецких продуктов у него совсем другое мнение.

"Турецкие товары некачественные, невкусные. Просто невкусные. Никакого вкуса", — настаивает Командор.

В тепличном хозяйстве в Краснодарском крае наливаются помидоры и дозревают перцы — все то, что раньше зимой ввозилось из Турецкой республики. Краснодарские овощи уже ждут в Москве.

"Достаточно быстро произойдет замещение из других стран. Помидоры закрытого грунта можно заменить помидорами Краснодарского края, Ростова-на-Дону, наших южных регионов", — считает заместитель руководителя управления по аренде оптово-розничной продовольственной базы Сергей Журавлев.

Турецких дорадо и сибаса в России немного, чуть больше 1 процента от всего импорта. Но эти 10 тысяч тонн рыбы дают Анкаре 60,5 миллиона долларов прибыли.

"Турецкой рыбы импорта у нас было по 10-20 тонн охлажденной рыбы в Небелю. В основном сибас, дорадо, искусственно выращенная рыба, которая торговалась у нас на рынках. В основном мы поставляем рыбу нашу с Дальнего Востока", — говорит генеральный директор торговой компании Александр Афанасьев.

Рестораторы где-то чувствовали — с турецкой рыбой ловить нечего — выращена искусственно. Замену нашли моментально.

"Покупаем рыбу из Марокко, там тоже есть сибас и дорадо дикие. Вкус нормальный. Качество высокое, полезная рыба. Шри-Ланка — тоже. Черноморская рыба есть у нас. Устрицы дальневосточные", — озвучивает меню менеджер по закупкам рыбного ресторана Микица Радосавлевич.

Легко обжарить с двух сторон, объясняет шеф-повар рыбного ресторана тонкости приготовления филе. И этот самый простой рецепт вполне созвучен принятому решению.