Американский журналист приговорен к тюремному сроку в Иране


фото: Global Look Press

Журналист Джейсон Резаян, арестованный в Тегеране летом 2014 года, приговорен к тюремному сроку. Об этом сообщило официальное новостное агентство Ирана, не уточнив ни обвинений, вменяемых журналисту, ни срока, который он должен будет отбыть. Коллеги Резаяна считают, что он стал разменной монетой.

Репортер американского издания Джейсон Резаян, который был арестован в Тегеране весной 2014 года вместе со своими коллегами, приговорен к тюремному сроку. Об этом сообщило официальное новостное агентство Ирана, не указав при этом ни срока, к которому был приговорен журналист, ни вменяемых ему обвинений. На протяжении 16 месяцев, прошедших с момента ареста Резаяна его дело было окутано тайной, изредка нарушаемой лишь его родственниками и адвокатами.

38-летний Джейсон Резаян, имеющий американское и иранское гражданство, работал в Тегеране с 2012 года. Когда в июле 2014 года его пришли арестовывать, вместе с ним была арестована вся редакция: его супруга Егане Салехи и двое внештатных журналистов Washington Post. Впоследствии все трое были отпущены под залог без предъявления обвинений, а Резаяна, напротив, перевели в тюрьму Эвин, в которой часто содержат политических заключенных.

В декабре 2014 года Резаяну были предъявлены обвинения в шпионаже, передаче конфиденциальной информации третьим странам, а также работа в ущерб интересам национальной безопасности Ирана, выраженной, в частности в "пропаганде против государства". Об обвинениях стало известно от адвоката Резаяна, в то время как представители суда отказывались комментировать это дело.

Суд над Резаяном начался лишь весной 2015 года: в апреле ему были предъявлены обвинения, а в мае начались заседания по существу. Процесс проходил за закрытыми дверями, что вообще не очень характерно для иранской судебной системы. Брат подсудимого Али Резаян в интервью выразил уверенность в том, что этот шаг обусловлен недостатком улик со стороны обвинения.

Освободить Резаяна уже призывали генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и президент США Барак Обама, который назвал обвинения в адрес журналиста "бессвязными". В ответ в иранском МИДе назвали расследование в отношении журналиста "внутренним делом государства", отметив, что человек, въехавший в Иран по иранскому паспорту, считается гражданином этой страны и должен подчиняться действующим в ней законам. Постепенно дело журналиста вышло на высший уровень – его прокомментировал даже министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф.

"Некоторые люди используют потребности остальных в собственных целях, — заявил Зариф. — К примеру, если потребовалось открыть визу для жены, чтобы поехать в Соединенные Штаты, то взамен его могли попросить о чем-то, не соответствующем профессиональной этике журналиста".

Коллеги Резаяна по Washington Post считают, что он стал заложником подковерных игр между сторонниками и противниками соглашения по ядерной программе, подписанного в июне между Ираном и странами "восьмерки". По словам редактора международного отдела Дугласа Джела, дело Резаяна воспринимается как дополнительный рычаг давления на американский истеблишмент.

"То, что произошло – маленький шаг в сторону окончательного юридического решения, так как двигает это дело в сторону высших руководителей Ирана, которые действительно могут разрешить это дело, — считает Джел. – Это лидеры, которые обладают правом помилования, правом отправить приговор на пересмотр, правом сделать то, что нужно".