Западные инвестиционные банки принялись необычайно активно давать прогнозы по курсу рубля на горизонте 3-12 месяцев. Об этом рассуждает в программе "Реплика" экономический обозреватель Николай Корженевский.

Больше всего внимания получил обзор одной из крупнейших международных финансовых организаций - HSBC,- где предполагалось падение нашей валюты к 72, а при определенных условиях и вовсе к 78 против доллара, причем не через год, а уже к концу 2015-го.

Заметно меньше шума наделала рекомендация известного банка Goldman Sachs, который вообще-то выбрал рубль потенциально лучшей валютой развивающихся стран в следующем году. Видимо, именно поэтому СМИ не особенно громко распиарили такую публикацию маловато в ней скандала.

А тем временем, аналитики Goldman Sachs ни много, ни мало включили покупку рубля в шестерку лучших инвестиционных идей 2016-го года. Правда, это не просто покупка нашей валюты, а формирование специальной корзины: длинная позиция, то есть ставка на рост, рубля и мексиканского песо, с одновременной ставкой на падение южноафриканского рэнда и чилийского песо. Но и на сам рубль стратеги Goldman Sachs смотрят достаточно позитивно. Они ожидают, что к концу доллар будет стоить 66 рублей, а евро 63 рубля. К концу 17-го доллар должен подорожать примерно до 71 рубля, а евро подешеветь до 57.

Могу также вспомнить более сложную, техническую записку аналитиков BNP Paribas, (европейского лидера на мировом рынке банковских услуг) которая вообще практически не освещалась в СМИ. А там тоже было много интересного по поводу валют развивающихся стран вообще и рубля в частности. Они проанализировали аномальную стабильность данной группы инструментов, и вместо того, чтобы обновлять тактический прогноз, просто предложили закрыть позицию, связанную со ставкой на ослабление российской валюты. ВNP Paribas, кстати, тоже рассмотрели уязвимость африканского рэнда, так что и там не было слепой любви ко всем валютам подряд.

О чем говорит этот разлад в хоре западных инвестиционных домов? Во-первых, о том, что Банк России действительно перевел валюту в режим свободного плавания. Есть голоса "за", есть голоса "против", кто-то ставит на рост рубля, а кто-то на падение и именно так формируется полноценный рынок.

Во-вторых, при разных тактических оценках, средь серьезных аналитиков не встречается прогнозов о том, что доллар вот-вот перевалит за сто. Практически все отмечают, что при нынешних рыночных условиях, рубль близок к своей справедливой стоимости. "При нынешних рыночных условиях" важная оговорка. Если, например, цены на нефть упадут к 20 долларам за баррель, то рубль конечно вновь окажется под давлением. Но это опять же нормальный рыночный процесс. Сейчас хочется сделать акцент на другом: никто не пишет о том, что требуется какая-либо массивная девальвация чтобы, скажем, как-то поприличнее выглядел платежный баланс. Удалось нащупать среднесрочную устойчивость.

И, в-третьих. Некоторые инвестиционные дома может быть и хотели бы поиграть на снижение рубля, но отказываются от этой затеи из-за позиционирования. На рынке уже открыта большая позиция против нашей валюты, причем создали ее относительно небольшие игроки, но массово. Такое ощущение, что отечественный рынок месяц назад решил играть в абсолютный армагеддон. Отечественные инвесторы некорректно оценили роль России в военных действиях на территории Сирии; сначала его восприняли как сигнал дальнейшего ухудшения отношений с внешним миром. Свою ошибку трейдеры поняли, когда уже всей толпой забежали в ловушку.

Риск локального ослабления рубля, конечно, остается, даже при такой диспозиции. Но все же на горизонте полугода снижение нашей валюты скорее будет колебаниями в условиях свободного плавания, а не возобновлением тренда на девальвацию. По крайней мере, таким сейчас складывается консесус мировых банков.