"Городские технологии": реформа стандартов и страхования здравоохранения

Читать Вести в MAX
Руководитель столичного фонда ОМС проверяет, какие услуги в рамках обязательного медицинского страхования за этот год были ему оказаны и, соответственно, оплачены. С недавних пор эта информация доступна всем москвичам, у кого есть доступ к порталу госуслуг.

Руководитель столичного фонда ОМС проверяет, какие услуги в рамках обязательного медицинского страхования за этот год были ему оказаны и, соответственно, оплачены. С недавних пор эта информация доступна всем москвичам, у кого есть доступ к порталу госуслуг.

"В нашем кабинете есть возможность оценивать качество и доступность услуг. И нам здесь важно, что у нас есть охват. То есть, мы можем сравнивать не только городские поликлиники друг с другом, мы можем в принципе сравнивать все учреждения. В ОМС 400 учреждений участвуют, из которых только 200 — городские. Все остальное это ведомственные и частные медицинские организации. В случае, если граждане сообщают, что, по их мнению, услуга им оказана не была, мы будем вместе с департаментов проводить расследование каждого такого инцидента", — заверил директор московского городского Фонда обязательного медицинского страхования Владимир Зеленский.

В 2015 году бюджет московского фонда обязательного медицинского страхования вырос на 10% и составил 165 миллиардов рублей. Субвенции из столичного бюджета на начало года составляли 18,4 миллиарда рублей. К осени Москва выделила дополнительно 6,2 миллиарда, которые пошли на повышение тарифов по 80 заболеваниям. В том числе на лечение бронхита (рост в 1,68 раза) и заболеваний глаз (в 3,8 раза) у детей, рассеянного склероза (в 1,89 раза) и хирургию рака пищевода (в 1,85 раза) у взрослых.

"Когда я только сюда пришел, тарифы не покрывали и трети себестоимости. То есть, были смешные цифры. Сейчас они неуклонно растут. Перекосы есть, но в ряде позиций тарифы примерно столько же, сколько берут частные клиники. Стало возможно и деньги зарабатывать", — отмечает главный врач ГКБ №71 Александр Мясников.

Тарифы ОМС по-прежнему не покрывают в полном объеме многие виды лечения. Но то, что индексация распространяется в первую очередь на высокотехнологичную помощь, Александр Мясников считает правильным.

"Повышают тарифы на высокотехнологическую помощь, на сложные операции. И это справедливо, потому что еще недавно у меня стоял по 9 часов врач в операционной: пришивает кисть оторванную, нерв к нерву, сухожилие к сухожилию, а получает... Ему по деньгам легче сформировать культю, и он получит по ОМС столько же, сколько он получил. Но он стоит, потому что он врач, он без этого не может", — пояснял Александр Мясников.

Дополнительные деньги получили не только стационары, но и поликлиники, — подушевое финансирование увеличено на 10%. Сам новый принцип расчетов в амбулаторном звене введен с 2015 года. Теперь поликлиника получает деньги не за медицинские услуги, как было раньше, а за каждого прикрепленного пациента. В среднем — по 5500 рублей в год.

"Если в условиях оплаты за услуги поликлиники были мотивированы на увеличение объема оказываемых услуг, то при подушевом финансировании они скорее мотивированы на то, чтобы человек обращался меньше, но при этом не было никаких обострений, не было осложнений заболеваний, то есть, они становятся более ответственными за состояние здоровья", — констатирует директор московского городского Фонда обязательного медицинского страхования Владимир Зеленский.

Пользу от введения подушевого финансирования отмечают и в столичном департаменте здравоохранения. Статистики по данному вопросу еще нет, но позитивные изменения уже просматриваются.

"В поликлинику ходят не все. Как правило, это половина всего населения. Не всем нужно выполнять КТ, МРТ. Если вы помните, раньше КТ, МРТ — мне надо, мне назначили. Да не всегда это надо. В этих условиях у главного врача, поверьте, достаточно средств, чтобы по назначению, по необходимости адекватно выполнить исследование. И поэтому, они не будут экономить, а будут рационально использовать", — поясняет начальник управления организации первичной медико-санитарной помощи департамента здравоохранения Москвы Андрей Жолинский.

Страховые компании в обязательном порядке проверяют 8% всех случаев госпитализации в Москве. Если выясняется, что человека, который попал в больницу, не долечили в поликлинике, медучреждение не только лишается подушевого финансирования, но и платит штраф. По итогам первых шести месяцев 2015 года столичные клиники уже вернули в фонд ОМС 60 миллионов рублей за услуги, которые были оказаны ненадлежащим образом.

***

Новый стандарт амбулаторного обслуживания внедряется в Москве с весны 2015 года. По сути, речь идет о четком разделении функций внутри поликлиники, которая позволяет выстроить более эффективную систему оказания медицинской помощи.

"Раньше врач-терапевт, участковый терапевт не мог уделить, к сожалению, достаточно времени на осмотр, прием пациента, выписку тех или иных лекарств, назначений. Теперь мы смело можем заявлять, что это время увеличилось от 12 до 15 минут. Раньше это было 7-8 минут, в лучшем случае — 10 минут", — рассказывает начальник управления организации первичной медико-санитарной помощи департамента здравоохранения Москвы Андрей Жолинский.

В холле 180-й городской поликлиники нет регистратуры. Все медицинские карты убраны в картохранилище. Медсестра видит в электронной системе график посещений пациентов и заранее разносит нужные карты по кабинетам. Если человек пришел без записи, проблем тоже не возникнет.

"Здравствуйте, Ирина Николаевна. К вам еще записались в живую очередь, примите, пожалуйста. Хорошо?" — предупреждает медрегистратор врача.

Регистратуры нет, зато есть сестринский пост. Именно здесь теперь выписывают типовые рецепты на лекарства. Бумажной волокиты у врачей стало гораздо меньше. Это отмечают сами пациенты.

"Полгода назад ввели сестринский пост. Как я поняла, их объединили между всеми врачами-терапевтами. Я посчитала, что это хорошо, поскольку много работы писать, несложной, но кропотливой. И я посчитала, что это улучшило, ускорило работу врача", — оценивает нововведение пациентка Елизавета Воскобойникова.

Терапевтов освободили от обязанности выезжать к пациенту на дом. Таким образом изменился регламент их работы. Если раньше они проводили 4 часа в поликлинике, то теперь – восемь. Среднее число посещений увеличилось с 20 до 36 человек в сутки. Уход от старой системы ни у кого возражений не вызывает.

"Была неукомплектованность терапевтического звена, и один доктор нес на себе нагрузку в полтора, а то и более участка. И все вызовы, которые ложились на его плечи, он вынужден был обслуживать после своего рабочего времени, невзирая уже на время суток. Это могло быть и семь часов вечера, и ближе к восьми вечера. Это приводило, конечно, в первую очередь к неудобству пациентов, потому что они знали, что вызвали с утра врача, а до сих пор нет никого", — отмечает заместитель главного врача поликлиники Юлия Сергеева.

В свою очередь для выездов на дом в поликлиниках сформированы мобильные бригады. Специально для них закупили дополнительное медицинское оборудование, в частности, глюкометр и кардиограф.

"Если ситуация с кардиографом связанная, может повернуться в любой момент неприятностями, поэтом, мониторировать непосредственно у больного кардиограмму, это очень большой плюс для врача", — добавляет врач-терапевт службы выезда на дом Сергей Иванов.

Сроки прибытия на место мобильных бригад — около двух часов.

В 64-й поликлинике спецтранспорт оснастили ГЛОНАСС. Теперь можно проложить оптимальный маршрут, выбрать бригаду, которая находится ближе к месту вновь поступившего вызова и, конечно, проконтролировать.

"Я вижу, где какая машина находится: либо она едет на вызов, либо она уже стоит на обслуживании. Если я нажимаю на бригаду и смотрю, написано "обслуживание вызова", значит, машина стоит возле подъезда, врач находится на вызове", — поясняет старший фельдшер отделения неотложной медицинской помощи Сергей Захаров.

В настоящий момент новый стандарт медицинского обслуживания распространился на все поликлиники Москвы. Какой эффект это даст в масштабах всего города, станет понятно к концу этого года.

Доктор рядом. Медицинский кабинет, как и продуктовый магазин, должен быть в шаговой доступности — буквально на первом этаже жилого дома. Такова философия программы "Доктор рядом".

Правительство Москвы сдает в аренду помещения площадью от 150 до 300 метров за символическую плату — 1 рубль за квадратный метр в год. Условия действительны в течение 20 лет. Инвестор обязуется организовать поликлинику и обеспечить работой врача общей практики — не меньше 8000 посещений в год по обычному медицинскому полису.

Специализация сети клиник – частные медицинские услуги. Ставка врача общей практики для инвестора что-то вроде социальной нагрузки. С введением подушевого финансирования трудно убедить пациентов прикрепиться к клинике, где ведется только первичный прием.

"Это маленькая поликлиника первичной медико-санитарной помощи, как она и предполагалась, она не может оказать всех услуг поликлинических. Соответственно, прикрепляя, мы начинаем отправлять этого подушевика в разные поликлиники, чтобы он дополучил свои услуги, потому что у нас их здесь нет. И нам придется за это расплачиваться с этой поликлиникой. Соответственно, мы не умещаемся в эти деньги", — подсчитывает генеральный директор частной клиники Оганес Саруханян,

Другой инвестор, который участвует в программе "Доктор рядом", наоборот, сделал ставку на подушевом финансировании. На пером этаже жилого дома создана миниполиклиника. Нет только стоматологии и тяжелого медицинского оборудования – КТ и МРТ.

"Инвестиции в одну такую клинику составляют от 12 до 15 миллионов рублей за закупку оборудования, ремонт, лицензирование и подготовку клиники к открытию. Еще примерно такую же сумму — 12-15 миллионов — на операционные расходы, пока клиника не выйдет на самоокупаемость. В нынешних условиях с учетом инфляционных процессов сумма вырастит с 25-30 до 40 миллионов. По нашим планам, клиника должна выйти на самоокупаемость через 18 месяцев и вернуть инвестиции через три с половиной года", — раскрывает экономику генеральный директор сети клиник Владимир Гурдус.

В клинике 28 специалистов. Большая часть услуг оказывается по полису ОМС.

"Здесь и ближе к дому, и удобнее. Во-первых, обслуживающий персонал внимательный к детям, у меня в приоритете стоит ребенок. Здесь всегда чисто, аккуратно, а в таких больницах — нам не понравилось там. Мы были прикреплены, и открепились", — рассказывает Олеся Вовк.

"На сегодняшний день мы имеем несколько тысяч прикрепленных по подушевому финансированию. И нам кажется это перспективным и интересным", — признается генеральный директор сети клиник "Доктор рядом" Владимир Гурдус.

Сейчас у инвестора 10 клиник по всей Москве. В планах открыть еще двадцать. В целом, интерес к городской программе среди предпринимателей сохраняется, несмотря на сложную ситуацию в экономике.

"В среднем у нас на лот порядка трех заявок, что для узкоспециализированной программы является неплохой конкуренцией, неплохим показателем конкуренции и интереса бизнеса к указанной программе. На текущий момент у нас состоялись торги и запушена аккредитация более 50 помещений. Точнее -54 помещения. У нас заключены договоры аренды, и арендаторы начали выполнять условия этих договоров", — подчеркивает заместитель руководителя департамента по конкурентной политике Москвы Александр Лукин.