Что ждет Францию после отказа от поставки "Мистралей"

Отказ Франции поставлять России вертолетоносцы "Мистраль" дорого обойдется Парижу. Два основных риска больно ударят и по бюджету и, что намного важнее, по имиджу страны.

Франция теперь уже официально приостановила передачу первого вертолетоносца "Мистраль" российским военным. Ранее французская сторона оттягивала этот момент по формальным поводам, теперь же корабли пока оставят во Франции по решению президента Олланда.

"Президент Республики считает, что нынешняя ситуации на востоке Украины по-прежнему не позволяет передачу России первого "Мистраля", — говорится в заявлении, распространенном 25 ноября Елисейским дворцом.

Главным проигравшим от такого решения французского президента стала сама Франция. Отсюда совершенно очевидным становится, кто вложил в уста Олланда эту формулировку. Так почему же это действительно болезненное решение для Пятой республики?

Тут два главных фактора: экономический и репутационный. Если говорить о финансовой составляющей, то сумма, на которую должен будет раскошелиться бюджет Франции за нарушение контракта, составляет от 3 до 8 миллиардов евро. Цифра весьма ощутимая. Не так давно американские конгрессмены направили генсеку НАТО предложение выкупить у Франции вертолетоносцы. Однако источник в Альянсе сообщил ТАСС, что таких денег у НАТО нет.

"Всего бюджета организации не хватит не только на выкуп кораблей, но даже на то, чтобы компенсировать Франции половину штрафных санкций по этому контракту ", — подчеркнул источник, отметив, что военный и гражданский бюджеты НАТО составляют в сумме 1,6 миллиарда долларов на 2014 год, тогда как только нижняя планка штрафа за непоставку "Мистраля" может достигнуть 3 миллиардов долларов.

В Брюсселе отметили, что корабли такого класса подойдут только некоторым странам-членам Альянса. И даже если представить, что несколько стран решат купить вертолетоносцы "вскладчину", то использовать их будет почти невозможно, во-первых, из-за того, что это просто глупо с военной точки зрения, а во-вторых, из-за того, что на кораблях уже смонтировано российское оборудование, которое французам надо будет выпиливать и возвращать в Россию. Но, самое смешное, что даже если будет принято политическое решение и деньги найдут, получит их опять же Россия. "Контракт оплачен, и сумма выкупа пойдет в Москву, которая сегодня, возможно, больше заинтересована в деньгах, чем в этих кораблях", — сказал источник ТАСС.

Второй фактор риска для французов – репутационный. Мировой оружейный рынок очень конкурентный, и плохие новости на его участников действуют так же, как на биржевых игроков. Если станет известно, что Франция вновь по политическим соображениям отказывается от выполнения контрактов, её котировки, которые и без того не слишком высоки, на этот раз упадут ниже некуда. Этим сразу воспользуются другие игроки. В том числе и союзники Франции по НАТО.

В начале 80-х Франция "недопоставила" Аргентине противокорабельные ракеты, из-за чего та проиграла войну за Фолкленды. А во время операции "Буря в пустыне" французы по требованию США передали Пентагону специальную техническую информацию по поставленным в Ирак французским системам ПВО, что в итоге свело их эффективность к нулю. Все это привело к сокращению доли Франции на оружейном рынке с 14 процентов в 1985-1990 годах до 5 процентов в 2009-2013 годах.

Как бы ни затягивали французы момент передачи первого корабля, время в данном случае работает на нас. Замминистра обороны РФ Юрий Борисов заявил РИА Новости, что Москва пока не будет предъявлять претензии Франции из-за решения приостановить поставку кораблей. "Нас все устраивает, это французов не устраивает, мы будем ждать терпеливо", — заявил он. "В контракте все прописано, мы будем действовать в соответствии с буквой контракта, как все цивилизованные люди", — подчеркнул замминистра.

Как бы Париж ни старался усидеть на двух стульях, рано или поздно в этой ситуации ему придется принимать однозначное решение. Времени на его принятие у Елисейского дворца все меньше. Согласно условиям контракта, Франция имеет право пролонгировать срок сдачи корабля заказчику на три месяца. И это время пошло.