Французы тянут время с "Мистралем"

До передачи российской стороне Францией первого корабля класса "Мистраль" остается всего два дня. Но позиция французских властей по-прежнему неясна. Официального отказа от Франции Россия так и не получила. Чего может стоить Парижу неисполнение контракта?

До передачи российской стороне Францией первого корабля класса "Мистраль" остается всего два дня. Но позиция французских властей по-прежнему неясна. Официального отказа от Франции Россия так и не получила. Чего может стоить Парижу неисполнение контракта?

Вот уже 4 месяца российский учебный корабль "Смольный" стоит у причала в порту Сен-Назер. 400 моряков и офицеров, несмотря на политические метания французской стороны, продолжают тренировки и обучение на российском "Мистрале". Приказа идти домой пока не поступало.

В этом же порту примерно год назад представители России и Франции пожимали друг другу руки, разливали шампанское и спускали на воду первый российский вертолетоносец "Мистраль". Сегодня корабль по-прежнему здесь, журналистов на верфь не пускают, общаться с прессой категорически отказываются.

"Изменился политический климат. Условия поставки пока не выполнены", — пространно заявляет министр финансов Мишель Сапен, а вслед за ним и премьер Мануэль Вальс. Французы явно тянут время. Принять окончательное политическое решение может только президент Франсуа Олланд. Но он никак не может определиться.

"Есть политические причины, можно заявить о технических причинах, это дает отсрочку в три месяца, — говорит адвокат Бруно Дени. — Единственный вариант для Франции не платить неустойку от 3 до 10 миллиардов евро и выйти из этой деликатной ситуации с юридической точки зрения — использовать форс-мажор. Но это возможно только в том случае, если будет объявлено международное эмбарго, как это было с Ираном. Тогда расходы ложатся на страховую компанию".

Олланд пытается лавировать меж трех огней. Франция рискует потерять статус надежного торгового партнера. С другой стороны, и без того крайне непопулярный президент может лишиться поддержки главной опоры социалистов — рабочих, если больше 6 тысяч человек останутся без заработка. И третье, Париж находится под колоссальным политическим давлением.

"Я думаю, что это, прежде всего, американское влияние, — говорит муниципальный советник города Сен-Назер Готье Буше. — А также некоторых членов ЕС. Польша, страны Балтии, которые из-за своей истории недовольны тем, что Франция продает корабль России. Ну и, конечно, Германия, которая поддерживает НАТО и американцев".

Это давление, а главное неопределенность в городе хорошо ощущаются. Говорить открыто жители Сен-Назера боятся. Просят не показывать лицо. "Контракт надо уважать, — убежден один из местных жителей. — Его выполнение чрезвычайно важно для города, для местных рабочих. Конечно, я считаю, что проект должен быть реализован".

Рабочие опасаются пойти по стопам директора проекта Ива Дестефаниса, который выслал приглашение российской стороне на передачу вертолетоносца "Владивосток" 14 ноября. Его уволили. Дату в Елиссейском дворце не подтвердили, но и приглашение не отозвали. Непонятна и дальнейшая судьба второго корабля — "Севастополь". Сейчас он стоит в доке. Его продолжают строить, несмотря на все разговоры о возможном срыве контракта. Передача намечена на конец следующего года.