Тема:

Крушение А320 во Франции 7 лет назад

Любица не остановили крики жертв

Пилот Андреас Любиц. Немец. 28 лет. Позиция в экипаже – второй пилот. Когда командир вышел по нужде из кабины, Андреас направил лайнер вниз. Результаты расследования убедительно доказывают, что таким образом молодой человек решил свести счеты с жизнью.

Автор: Дмитрий Киселёв

Пилот Андреас Любиц. Немец. 28 лет. Позиция в экипаже — второй пилот. Когда командир вышел по нужде из кабины, Андреас направил лайнер вниз. Результаты расследования убедительно доказывают, что таким образом молодой человек решил свести счеты с жизнью. "Расширенный суицид" — так называют самоубийство, когда решившийся забирает на тот свет и других.

Бывшая подруга Андреаса Мария вспоминает его слова, зловещий смысл которых становится понятным лишь сейчас: "Однажды я сделаю то, что изменит всю систему, все будут знать мое имя и запомнят меня".

Воистину слава Герострата для кого-то еще привлекательна. И это — оборотная сторона той полной нравственной автономии, что культивируется сейчас на Западе, когда лишь сам отдельно взятый человек — без опоры на Бога и традиционные ценности общества — решает для себя лично, что хорошо, а греха и нет вовсе.

Сейчас говорят, что Андреас был психически нездоров. Но, может, так проще? Тогда ведь и никто больше не виноват. Мол, сошел с ума, да и все.

Но как будут летать после него другие?

Автор: Михаил Антонов

Все правила авиационной безопасности, как известно, написаны кровью. Ей оплачено все техническое совершенство самолетов. После терактов 11 сентября, основным орудием которых стали Boeing, авиастроители сделали все для того, чтобы этого больше не повторилось.

Они спрятали пилотов за новую дверь. Открыть ее снаружи теперь могут только члены экипажа, знающие комбинацию цифр, которую надо набрать на кодовой панели, — это на тот случай, если летчики перестали реагировать на вызовы.

Но чтобы кодовая панель работала, тумблер, который появился под рукой у второго пилота, должен находиться в нормальном положении. Она будет на 20 минут дезактивирована в том случае, если джойстик переведен в позицию "Lock" — "Закрыто", позволяющую пилотам заблокироваться от угонщиков.

Теперь они всегда будут хозяевами положения: самолет можно взорвать, но, куда ему лететь, террористы определять не будут. Казалось бы, гениально, но только до тех пор, пока самолет не захватит сам летчик.

Оставшись один в кабине, когда командир Патрик Зондерхаймер вышел в туалет, второй пилот — Андреас Любиц — сознательно запер дверь и, пощелкав кнопками, направил машину в гору.

"Мы слышим дыхание до самого последнего момента, то есть второй пилот жив. Мы слышим несколько попыток диспетчеров из Марселя связаться с бортом. Он не отвечает. Земля предлагает отправить экстренный сигнал — в этом случае самолет получил бы приоритет для совершения посадки. Нет ответа. Диспетчеры просят другие экипажи установить радиоконтакт с лайнером. Безрезультатно. Включается сигнализация о приближении земли, и в этот момент мы слышим сильные удары, как будто ломают дверь", — рассказал прокурор Марселя Брис Робен.

Женский крик, удары, звонки по интеркому. Тот, кто выложил это в Интернет, утверждает, что мы слышим запись последней минуты полета. Очевидно, порезанную, потому что следом за тревожной сигнализацией должно звучать "Terrain pull up", предупреждающее летчика о необходимости взять штурвал на себя. И в стенограмме полной записи, которую публикует Bild, этот сигнал присутствует.

Рекордер сохранил многое: и просьбу капитана, с которой он обратился к напарнику перед тем, как выйти, готовиться к посадке в Дюссельдорфе, на что Любиц отреагировал странно: "Посмотрим", и попытки Зондерхаймера дозвониться, достучаться и докричаться до него: "Ради Бога, открой дверь!", и безуспешные старания выбить ее чем-то металлическим. И опять слова капитана: "Открой чертову дверь!"

В 10:40 — первый удар. Самолет задевает правым крылом склон. И последнее, что слышно на записи, — крики пассажиров. От самого Любица нет ни вскрика, ни вздоха.

Психолог Матиас Потрек — один из самых известных в Германии экспертов по биполярным расстройствам — не видит в этом ничего необычного. "Люди, которые принимают окончательное решение о совершении суицида, как правило, становятся очень расслабленными. Человек перестает думать о том, кто может пострадать от его действий, поэтому 149 человек на борту для него роли не играли", — уверен Потрек.

Исключая самоубийцу из списка жертв, эти 149 человек вписали своей кровью в правила авиационной безопасности новый параграф: двое в кабине не имеют права полностью доверять друг другу.

Из квартиры, которую Любиц снимал в Дюссельдорфе, и из дома его родителей в Монтабауре, где он проводил выходные, полиция изъяла все, что могло указать на мотивы предполагаемого преступника. В этот момент уже известно, что в его личном деле есть пометка о необходимости особого медицинского контроля и что в 2009-м он вынужден был на полтора года прервать обучение в бременской школе Lufthansa из-за глубокой депрессии.

Чтобы составить представление о характере, привычках и образе жизни Андреаса Любица, сначала нужно сказать о родителях: отец — крупный банковский работник, мать — органистка в местной евангелической церкви. А потом оглядеться по сторонам и рассмотреть место, где он вырос: очень тихо, очень чисто — самая обычная среда обитания для крепкого немецкого среднего класса, который может сказать, что жизнь удалась. Да, дома рядом с домом Любица принадлежат успешным невыдающимся людям.

И он хотел соответствовать. При этом статус командира воздушного судна согласовывался с его представлениям о жизненном успехе. И это естественно, ведь над головой с детства летали самолеты — ближайший аэродром — в двух километрах от дома.

В авиаклуб Westerwald Любиц пришел в 14 лет, и уже тогда в летном деле он видел не хобби, а будущую профессию. Здесь он научился управлять маленьким самолетом, но мечтал о больших. Газета Passauer Neue Presse пишет, что все стены его комнаты в родительском доме оклеены постерами с Airbus и Boeing. Любиц совершенно точно не был политическим или религиозным экстремистом, но, кажется, он был фанатиком авиации.

Справившись с обострением, в 2013 году Любиц сдал летные экзамены и принят на работу в дочернюю компанию Lufthansa German Wings. Он прошел все тесты, и был признан комиссией годным, утверждает его начальство. Дружелюбный и даже мягкий, в меру общительный, активно занимается спортом — бегает марафоны, которые устраивает авиакомпания. "Не может быть", — удивляются теперь его шапочные знакомые. Но люди, знавшие Любица ближе, отмечают, что с ним случались приступы необъяснимой замкнутости и агрессии. Он любил и очень боялся потерять свою работу и не любил работодателей.

"Мы очень много говорили об этом. Он тогда становился другим человеком, возмущался тем условиям, в которых нам приходилось работать. Слишком мало денег, страх того, что контракт разорвут, слишком большие нагрузки. Когда я первый раз услышала об авиакатастрофе, я вспомнила его слова: "В один день я сделаю так, что всю систему поменяют, все будут знать и помнить мое имя". Я никогда не понимала, что он имел в виду, однако сейчас я увидела смысл", — это свидетельство бывшей девушки Любица, 26-летней стюардессы German Wings, с которой они некоторое время назад расстались.

Он пытался ее вернуть, купил ей новую Audi, но она его уже боялась. Словом, и здесь cherchez la femme. Личная драма никак не способствовала душевному равновесию, проблемы с которым Любиц осознает и боится, что они в конце концов помешают ему реализовать карьерные устремления.

Он продолжает летать и при этом наблюдается в Университетской клинике Дюссельдорфа и еще у нескольких психиатров. Сразу двое врачей выписывают ему больничные на 24-е число. Полиция найдет их клочки в мусорной корзине.

"Тот факт, что они были разорваны, а также еще ряд вещей, которые были найдены, относящихся к периоду непосредственно перед и даже ко дню совершения преступления, подкрепляют предположения о том, что Любиц скрывал свои проблемы от начальства и коллег", — сказал прокурор Кристоф Кумпа.

Скрывать было несложно. Специалисты со стороны не имеют права разглашать врачебную тайну, если у них нет стопроцентной уверенности, что перед ними — потенциальный преступник. Психологическое тестирование корпоративными врачами нерегулярно и примитивно: на все вопросы — "нет" — и ты годен. Это теперь его фото на фоне моста The Golden Gate в Сан-Франциско — объект в лидерах по количеству самоубийств — воспринимается как намек на склонность к суициду.

"Есть три позиции. Кроме неврологических и физических заболеваний есть вопрос о психиатрических проблемах и отклонениях. Да или нет. Алкоголизм, наркомания. Да или нет. Попытки самоубийства. Да или нет", — подчеркнул авиационный врач Торстен Онно Бендер.

Готовность экипажа к вылету в рейс оценивает не медкомиссия, а его командир. У Патрика Зондерхаймера не возникло никаких подозрений. Они не возникли бы даже у профессионала, считает Матиас Потрек.

"Он скрывал свою неуверенность, патологические недостатки крайне доминантной позицией. Лубиц демонстрировал, что он способен добиваться поставленных целей, что он востребован в обществе. Он бегал марафон, показывал ориентированность на результат, — отметил Потрек. — Положительные и негативные составляющие личности конкурируют между собой и создают невероятное напряжение в человеке, которое может привести к подобным последствиям. Скорее всего, идя в тот день на работу, он ничего не замышлял, однако то, как он повел себя в той ситуации, когда его коллега покинул кабину пилотов, говорит о том, что он до этого не раз себе все это представлял".

Между мыслями и действием — марафонская дистанция, но Любиц преодолел ее и сумел, как обещал, поменять систему — немецкие авиаперевозчики перешли на принцип четырех глаз: если пилот выходит из кабины, туда обязательно зайдет бортпроводник.

Только поводы сделать это были и раньше. В 1997 году из-за финансовых проблем капитан индонезийского Boeing направил самолет в землю в тот момент, когда напарник вышел. В такой же ситуации в 1999-м второй пилот египетского лайнера, обвиненный в сексуальных домогательствах, обрушил его в Атлантику. А еще непонятно, что в прошлом году случилось с малайзийским самолетом, который не отвечал на запросы с земли, совершал какие-то странные маневры и пропал в Индийском океане.

Человек — это функция, еще одна деталь в механизме самолета, где основные системы продублированы. Если в полете загорится двигатель, можно долететь на другом, если выйдет из строя гидравлика, есть механические приводы, если одна стюардесса занята, другая нальет вам томатного сока. Но самолет не долетит до цели, когда один пилот вышел, а другой сошел с ума за неломающейся дверью.

Андреас Любиц не оставил предсмертной записки, и последние минуты своей жизни он молчал, так что единственным объективным объяснением причины авиакатастрофы в Альпах может быть только его медицинский диагноз. Попытки детальнее определить мотивы этого суицида, так похожего на теракт (ведь нет разницы, где тикает бомба, в багаже, салоне или в голове у пилота), так и останутся более или менее правдоподобными догадками.