Президентский запрос на использование вооруженных сил за границей Совет Федерации сегодня одобрил единогласно. Речь, как уже отметил Владимир Путин, исключительно об авиации, которая окажет воздушную поддержку сирийской армии. Причем в отличие от США и их союзников Москва действует в полном соответствии с международным правом: власти Сирии попросили ее о помощи официально.
О том, что воздушная операция началась, Министерство обороны сообщило в 16:08. За шесть часов до этого на трибуну Совета Федерации вышел глава президентской администрации, чтобы сообщить про обращение Путина к верхней палате парламента.
"О согласии на использование контингента Вооруженных сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права. Владимир Путин. 29 сентября 2015 года", — заявил руководитель администрации президента России Сергей Иванов.
30 сентября это обращение принято единогласно. Сомнений у Совета Федерации, который по Конституции решает такие вопросы, не было.
ИГИЛ — первая тема мировых новостей, которая России касается непосредственно. От границ Сирии до Северной Осетии — 605 километров, примерно столько же до Дагестана. От взятого боевиками в понедельник стратегического афганского Кундуза до наших подразделений 201-й базы в таджикистанском Курган-Тюбе — порядка 120 километров.
"Речь идет не о достижении каких-либо внешнеполитических целей, удовлетворении каких-либо амбиций, в чем нас регулярно обвиняют наши западные партнеры, а речь идет исключительно о национальных интересах Российской Федерации. Как вы, наверное, хорошо знаете, а средства массовой информации об этом регулярно сообщают, количество граждан России и выходцев из стран СНГ, которые примыкают, к большому сожалению, к террористической организации ИГИЛ, растет не по дням, а по часам. Речь идет уже не о десятках, не о сотнях, а о тысячах таких россиян, часть из которых уже вернулась на территорию Российской Федерации. Легко предположить, здесь не надо быть провидцем, что они и дальше будут возвращаться на нашу территорию. Таким образом, целесообразно действовать на опережение и действовать на дальних рубежах, а не сталкиваться с этой проблемой потом у себя, в России. Вот это, пожалуй, самое главное. Повторяю, это решение обосновывается именно этими национальными интересами", — рассказал Сергей Иванов.
Большая часть обсуждения вопроса в Совете Федерации прошла без прессы. Количество и типы самолетов — не для публичного оглашения, объяснил глава президентской администрации. Но речь только о самолетах.
"Речь идет исключительно об операции Военно-воздушных сил Российской Федерации. Как уже говорил наш президент, использование Вооруженных сил на сухопутном театре военных действий исключено. Военной целью операции является исключительно воздушная поддержка сирийских правительственных сил в их противодействии ИГИЛ", — почеркнул руководитель администрации президента.
Под впечатлением того, как Сирию и Ирак сейчас бомбят союзники под руководством США, России было важно пойти другим путем, не в обход международного права.
"Чтобы международное право было соблюдено, нужно соблюдение одного из двух условий: либо резолюция Совета Безопасности ООН, либо просьба той страны, по территории которой наносятся удары, об оказании военной помощи. В этой связи хочу вас проинформировать, что президент Сирийской Арабской Республики обратился к руководству нашей страны с просьбой об оказании военной помощи. Принципиальное различие в нашем подходе и в подходе наших западных партнеров заключается в том, что они не соблюдают международное право, а мы соблюдаем", — пояснил Иванов.
"Очевидно, что те действия, которые предпринимают на территории Сирии США и их союзники, ситуацию лишь ухудшили, она, очевидно, деградирует. И это не связано с неэффективностью действий правительства Башара Асада в его антитеррористической борьбе. Это связано с тем, что нам приходится вести войну по нескольким направлениям", — сказал председатель комитета Совета Федерации России по международным делам Константин Косачев.
Международное право должно обеспечить эффективность. Неслучайно, до того, как Путин попросил согласия Совета Федерации, американские и российские военные договорились об организации прямого канала связи. Договорились после встречи Путина и Барака Обамы. Сегодня стало известно, что информационный центр в Багдаде уже координирует авиаудары по ИГИЛ, которые наносят сирийские военные летчики.
"Все наши партнеры и союзники, хотел бы это подчеркнуть, сегодня будут проинформированы о принятом решении, а по линии военных ведомств, наверное, будет передана и специфическая информация. Также хочу сообщить, что все социальные и финансовые вопросы, связанные с обеспечением тех военнослужащих ВВС России, которые будут задействованы в этой операции, будут соблюдены и все решения на этот счет уже приняты", — сообщил Сергей Иванов.
Сегодняшняя новость о том, что США больше не настаивают на немедленном уходе Асада — тоже результат переговоров в Нью-Йорке. Согласована тактика. Целями нанесения воздушных ударов будут военная техника террористов, склады боеприпасов и оружия, узлы связи, транспортные силы. Сирийская армия возьмет на себя наземную операцию. Асад об этом говорил в интервью российским журналистам.
"Сейчас мы вместе с курдами и вместе с другими элементами общества объединились для борьбы с террористами. Об этом я только что говорил: мы обязаны объединиться во имя противостояния ИГИЛ. После того, как с ИГИЛ, "Джебхат Ан-Нуср (запрещена в РФ)ой" и другими террористами будет покончено, можно будет обсуждать требования курдов и некоторых курдских партий в общенациональном формате", — заявлял президент Сирии Башар Асад.
"Если говорить о наступательных каких-то действиях, то должна быть сначала артиллерийская подготовка с применением авиации, так называемых бомбоштурмовых ударов по наиболее значимым местам, а уже потом продвижение войск. Выравнивание фронта и выстраивание некой концепции и стратегии боя", — рассказал первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия" в Госдуме, член комитета по обороне Франц Клинцевич.
Простой взгляд на карту показывает, что ИГИЛ (запрещена в РФ)захватывает все большие участки, он дает простой ответ, какое количество стран заинтересованы в том, чтобы эта совместная операция против "Исламского государства" оказалась успешной.
Размышляя о цене вопроса, сразу несколько иностранных политиков в разных вариациях повторили сегодня одну и ту же мысль: решение Росиии об операции в Сирии является шансом в разрешении кризиса в регионе.
