Тема:

Протесты в Турции 10 лет назад

Протесты против Эрдогана докатились до Европы


фото: Global Look Press


фото EPA


фото EPA


фото: Global Look Press


фото EPA


фото EPA

Ущерб от беспорядков в Турции оценивают, по меньшей мере, в 40 миллионов долларов. По данным МВД, с начала протестов состоялось 603 демонстрации почти во всех провинциях страны. В результате стычек с полицией погибли двое, пострадали более трех тысяч человек.

Ущерб от беспорядков в Турции оценивают, по меньшей мере, в 40 миллионов долларов. По данным МВД, с начала протестов состоялось 603 демонстрации почти во всех провинциях страны. В результате стычек с полицией погибли двое, пострадали более трех тысяч человек. Итоги эти — скорее, промежуточные, 4 июня на улицы всех крупных городов — от Анкары и Стамбула до Измира — вновь вышли те, кто требуют отставки премьер-министра Тайипа Эрдогана.

В крупных городах Турции не прекращаются демонстрации. Против исламистского правительства во главе с премьер-министром Эрдоганом и правящей партии. Как все начиналось? С почти мирной акции в защиту парка Гези – это "легкие" Стамбула. Власти хотели построить на его месте торгово-развлекательный комплекс. Никто не успел и оглянуться, как экологические лозунги вдруг переросли в политические.

Теперь беспорядками уже охвачена огромная часть Турции. Вслед за Стамбулом — столица страны Анкара, массовые протесты прошли в Измире и Эдирне. Всего, по данным властей, волнения в той или иной степени проходят в 67 городах. Полиция отвечает жестко, есть погибшие, счет пострадавших – идет на тысячи.

Причем, против действующего правительства — и левые, и студенты, и профсоюзные активисты, и националисты, и кемалисты (последователи основателя современной Турции Кемаля Ататюрка), и курды, и даже футбольные фанаты. Все они требуют отставки правительства.

Реджеп Тайип Эрдоган находится у власти в Турции с 2002 года. Казалось, его позиции незыблемы. На последних выборах в июне 2011 года его Партия справедливости и развития набрала 50 процентов голосов, получив комфортное большинство в парламенте. Это — умеренные консерваторы и сторонники политического ислама. Сам Эрдоган подчеркивает, что верен принципу светскости власти в Турции. Но так ли это на самом деле? Протестующие обвиняют его в том, что страна скатывается к авторитаризму и все больше исламизируется. Эрдоган все отвергает.

Чтобы продолжить рассказ дальше, стоит вернуться на 90 лет назад и вспомнить, как и когда Турция стала светским государством. В 1923 году провозглашена Турецкая республика. Первым главой нового государства стал Мустафа Кемаль Ататюрк. Он упразднил султанат и халифат, уравнял в правах мужчин и женщин. В стране появилось всеобщее образование, государство стало поддерживать предпринимательство. Именно тогда мусульманская Турция стала чуть ближе к Европе.

"Кемализм" превратился в альтернативу политическому исламу, и именно Ататюрка приводят в пример жители Турции, когда говорят о реформах нынешнего правительства Эрдогана, "ползучей исламизации" и попытках установить в частности цензуру.

Первый шаг — в 2007. Под видом борьбы с киберпреступностью власти начинают планомерно блокировать доступ к интернет-сайтам. Сегодня в стоп-листе — 20 тысяч ресурсов. Под запретом социальные медиа — сервис блогов Blogger.com, отдельные аккаунты в Twitter и даже российская сеть "ВКонтакте". В 2010 на несколько месяцев был блокирован доступ к YouTube.

О свободе слова в Турции давно не идет и речи. В то время как CNN International на весь мир в прямом эфире транслируют картинку с массовым побоищем на площади Таксим, в эфире турецкого филиала увлекательно рассказывают о миграции пингвинов в Антарктике. Согласно докладам правозащитных организаций, только в 2011 году в стране было возбуждено пять тысяч уголовных дел против журналистов. По числу представителей прессы за решеткой Турция опережает даже Китай и Иран. В основном, сидят за преступления против государства, но исследователи полагают, что причина кроется в критике премьера Эрдогана.

Международная организация "Репортеры без границ" в своем рейтинге свободы слова поставила Турцию на 154 место — между Мексикой и Свазилэндом. Возвращаясь к исламизации — эксперты соглашаются, что этот процесс в последние годы в Турции превратился в основное течение национальной политики.

Еще одним фактором протестных настроений в Турции называют политику властей в отношении Сирии. За последние два месяца по стране прокатилась волна выступлений, связанных именно с антисирийской политикой правительства. Какие у всей этой истории могут быть геополитические последствия?

Первым с облегчением, наверное, вздохнул Башар Асад — не секрет, что Турция оказывала поддержку боевикам сирийской оппозиции, в том числе, в районе пограничного Алеппо. Теперь же, как минимум, на какое-то время Эрдогану не до того. Впрочем, есть и другой вариант. Спекуляций сейчас много.

Турция при Эрдогане, хоть она и член НАТО, нередко позволяла себе отклоняться от генеральной линии клуба. Например, в 2003 году, когда власти отказались предоставить американо-британской коалиции плацдарм для вторжения в Ирак. В 2011 году, когда турки поддержали, пусть и не военной силой, движение "ХАМАС" в его противостоянии с Израилем. По другой версии, все происходящее в Стамбуле — попытка местной оранжевой революции. Цель — сменить Эрдогана.

События в Турции – одна из главных тем западной прессы. Протесты – очень не вовремя, ведь в июне Анкара собиралась снова вернуться к диалогу с европейскими чиновниками о вступлении в ЕС. Любопытная деталь: поддержку демонстрантам, которые вышли на улицы турецких городов, оказывает элита — образованные, европеизированные люди. Например, известный турецкий певец Таркан отложил турне из-за продолжающихся протестов и высказался в поддержку демонстрантов. К протестующим на площади Таксим присоединились актеры и члены съемочной группы популярного турецкого сериала "Великолепный век".

Исполнитель одной из главных ролей Халит Эргенч обратился к чиновникам с призывом прекратить насилие. Социальные сети и в Турции являются реальным инструментом протестной активности. В этом смысле события в Стамбуле очень похожи на протесты в Каире, два года назад мобилизация демонстрантов в столице Египта тоже происходила, главным образом, через Интернет.

Видимо, соцсети повлияли и на то, что демонстрации солидарности со "стамбульскими революционерами" прошли во многих городах Европы. Турецкая диаспора за рубежом также требует отставки премьера.

В общем, Эрдоган оказался перед нелегким выбором. Если пойдет на уступки, даст сигнал противникам: от либеральных интеллектуалов до курдских сепаратистов, а если жестко подавит протест — сделает шаг к гражданской войне. Последнее отпугнет иностранных инвесторов и туристов.

Впрочем, оттока туристов из России пока не наблюдается. Но это уже традиция — "турецкое лето" все-таки.