Соглашение об усыновлении ратифицировано, но нуждается в доработке

Читать Вести в MAX
Госдума сегодня ратифицировала соглашения с США и Францией о взаимодействии в области усыновления детей. В ходе сегодняшнего заседания замглавы комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Баталина прокомментировала сильные и слабые стороны документа.

Госдума сегодня ратифицировала соглашения с США и Францией о взаимодействии в области усыновления детей. Договор о сотрудничестве в этой сфере был подписан РФ с США 12 июля, а с Францией — 18 ноября 2011 года.

Согласно статистике, больше всего российских детей усыновляют граждане Соединенных Штатов, на втором месте по этому показателю идут итальянцы, следом за ними испанцы, а затем французы. По данным заместителя министра образования и науки РФ Натальи Третьяк, представившей документ, в общей сложности сегодня ждут усыновления 125 тысяч маленьких россиян. При этом в США на сегодняшний день усыновлено 47 тысяч детей из России, а во Франции — почти 25 тысяч.

В соответствии с соглашением, носящим аналогичный характер, усыновить ребенка из РФ можно будет только при содействии уполномоченной организации, за исключением случаев, когда усыновить гражданина РФ хотят родственники. Кроме того, в документе определены порядок приобретения усыновленным ребенком гражданства принимающего государства и сохранения гражданства страны происхождения, а также объем прав усыновленного ребенка на территории принимающего государства. В частности, договор, заключенный с США, обязывает потенциальных усыновителей проходить соответствующую подготовку и предоставлять социально-психологическое заключение.

Между тем, первый замглавы комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Баталина (депутат от фракции "Единая Россия") назвала утвержденные сегодня документы "одинаковыми по своим целям, но разными по заложенным в них механизмам реализации основных подходов". В то же время, по ее мнению, полностью отвечает интересам российских детей соглашение с Францией, согласно которому к кандидатам в приемные родители будут также предъявляться требования знания культуры, семейной и социальной среды России. К тому же, в случае усыновления семьей из Франции, ребенок не только приобретет французское гражданство, но и сохранит российское. При этом усыновление также будет осуществляться только при участии аккредитованной на территориях обеих стран организации, опять же за исключением случаев усыновления родственниками — при таком развитии событий будет применяться процедура так называемого независимого усыновления.

"Если уполномоченные органы Франции в какой-то момент не в полной мере выполнят свои обязательства по контролю за условиями жизни усыновленных детей и предоставлению отчетов, у России есть право принять решение о временном приостановлении приема документов от всех кандидатов в усыновители до тех пор, пока все обязательства не будут исполнены", — пояснила Баталина. В документе отдельно оговорено, что Россия будет согласовывать кандидатуры новых приемных родителей, а также прописана возможность возвращения усыновленного ребенка в Россию, передает ИТАР-ТАСС.

Несколько иная ситуация сложилась с "американским" договором, признает первый зампред комитета. "Его можно и нужно ратифицировать для того, чтобы получить возможность влиять на положение уже усыновленных детей, но считать работу над соглашением законченной, нельзя", — настаивает Баталина.

"Сам факт ратификации, безусловно, очень важен. В США усыновляется наибольшее из всех стран число российских детей. Но о судьбе многих из них мы, к сожалению, ничего не знаем. И узнаем зачастую только после того, как с ребенком произошел трагический случай", — подчеркнула депутат.

По ее словам, такая практика сложилась из-за того, что до ратификации соглашения было распространено "независимое усыновление", которое позволяло гражданам США приехать в Россию явочным порядком и при помощи различных посредников, занятых в этой сфере, быстро оформить документы и увезти ребенка практически без всяких обязательств. Впоследствии такие усыновители не только не были обязаны подавать отчеты, но и могли отказать в посещении дома проверяющим органам, ссылаясь на защищенное законами США право частной жизни.

"Все трагические случаи, произошедшие с российскими детьми в США, зафиксированы именно в тех семьях, которые пользовались системой независимого усыновления. С ратификацией двустороннего соглашения эта система уйдет в прошлое, так как соглашение предполагает усыновление только через уполномоченные организации, аккредитованные на территории России и США", — подчеркнула Баталина.

В ходе своего выступления она привлекла внимание коллег к ряду вопросов "крайне важных для защиты прав и интересов российских детей после усыновления", но не урегулированных соглашением.

Во-первых, Баталина напомнила, что в США распространена практика переусыновления или переустройства, когда ребенок может переходить из одной приемной семьи в другую. Соглашение предусматривает, что российскую сторону информируют об этом факте, предоставляют сведения о новых кандидатах в усыновители и о предполагаемых сроках принятия этого решения. У российской стороны запрашивают согласие на усыновление новыми кандидатами в усыновители, но при этом вне зависимости от того, получено согласие или несогласие, передают документы в американский суд для принятия решения, который в конечном счете решает судьбу ребенка. "С таким подходом нельзя согласиться", — настаивает Баталина.

Во-вторых, "крайне неопределенны возможности российской стороны вернуть ребенка на Родину, если именно такой вариант отвечает наилучшим интересам ребенка". "В этом случае соглашение предполагает лишь абсолютно безвольный механизм проведения консультаций относительно такого возвращения. То есть мы полагаемся на добрую волю сторон", — признала Баталина.

По ее мнению, сразу после ратификации соглашения необходимо начинать новый раунд переговоров, в частности, нужно "немедленно запросить у американской стороны информацию об условиях проживания всех российских детей, усыновленных гражданами США до вступления в силу соглашения".