На этой неделе сенатор Александр Торшин, известный своей законодательной активностью, вместе с еще пятью сенаторами-соавторами внесли в Думу законопроект об изменении порядка формирования Общественной палаты. Пока что способ формирования оставался неизменным с момента учреждения палаты в 2004 году. Нынешний способ не то, чтобы очень демократичен, но до крайности строен и логически красив. Первые 42 члена палаты назначаются лично президентом, вторая треть — еще 42 человека — отбираются уже назначенной президентской третью из числа представителей общероссийских общественных организаций. После этого президентские и общероссийские представители отбирают последнюю треть из числа региональных общественников, представляющих разнообразие краев и областей России. Затем все 126 общественников собираются вместе, разделяются по комиссиям и в их составах занимаются общественным контролем и законосовещательной деятельностью. Способ, повторимся, не идеальный, но более или менее понятный. По крайней мере, за 8 лет сменилось уже несколько составов палаты, а скандалов, связанных с непрямым и даже сильно непрямым способом ее формирования, пока что не было.
Теперь сенатор Торшин отмечает особенности своего проекта: "Предлагается совершенно иная концепция формирования палаты. Мы хотим, чтобы представители региональных Общественных палат делегировали по одному представителю в Общественную палату России, которые больше никем утверждаться не будут". Новая схема выглядит так: 40 человек по-прежнему назначаются лично президентом, 83 человека — по одному от региона — делегируются региональными Общественными палатами при губернаторах, а еще 43 человека, представляющие общероссийские организации, отбираются путем подачи голосов в Интернете. Как подчеркивает Торшин, "жизнь ставит новые задачи, мы здесь в истории российского законотворчества впервые ставим вопрос о закреплении в законе интернет-голосования". Причем во избежание мошенничества и волшебничества, весьма частого в Интернете и не только в нем, "будет создана специальная комиссия, которая будет рассматривать вопросы защиты информации и легитимности выборов".
Таким образом, все способы будут использованы: и президентские назначенцы, и региональные (читай, губернаторские) назначенцы, и общественники, избранные посредством прямой электронной демократии. Все хорошо, единственный вопрос — зачем?
До сих пор ОП в общем и целом справлялась со своими задачами законосовещательного собрания и даже слегка оппонировала власти по формуле умеренного прогресса в рамках законности. Делать палату более послушной и безусловно одобряющей все, что исходит от власти, бессмысленно. Такие собрания уже есть, куда еще одно. Делать палату более представительной, значит делать ее более полномочной. Представительность и полномочия обязательно между собой связаны. Но если ОП станет более полномочной, тогда зачем Дума? И сейчас ОП исполняет функции, которые вообще-то положено исполнять парламенту, а после реформы будет сугубое дублирование.
В случае с ОП мы имеем чистое реформаторство ради реформаторства, выгоды от которого непонятны. В отличие от проблем...