Переезд судов. Реплика Максима Соколова

На этой неделе было сообщено, что планируется переезд Верховного суда и Высшего арбитражного суда в Петербург следом за Конституционным судом. Сторонники переезда ссылаются на прецедент с КС. Тогда тоже говорили о нежелательности переселения, а потом ничего. Но у противников свои аргументы.

На этой неделе было сообщено, что планируется переезд Верховного суда и Высшего арбитражного суда в Петербург следом за Конституционным судом. Тогда от вброса идеи (октябрь 2005 года) и принятия соответствующего закона (весна 2006 года) до окончательного переезда (весна 2008 года) прошло два с лишним года. Теперь сроки – если, конечно, переезд состоится – предполагаются примерно такие же – весна 2015 года.

Сторонники переезда как раз и ссылаются на прецедент с КС. Дескать, тогда тоже говорили о нежелательности и даже пагубности переселения, а потом ничего. Стерпится – слюбится, и никаких особых бед не произошло.

Хотя, конечно, полного тождества нет, следует учесть хотя бы масштабы учреждений. В КС 19 судей, в ВС – 158, в ВАС – 86. Соответственно, различается по численности и аппарат: помощники судей, письмоводители, секретари и прочая судебная обслуга. Если судей на порядок больше, пропорционально увеличивается и обслуга учреждения.

К этому следует добавить и само различие в специфике судов. Некоторое уединение не мешает работе органа конституционного надзора, скорее даже наоборот, сами судьи КС еще до постановки вопроса о переезде даже абстрактно мечтали о таком уединении – вот, дескать, аналогичный суд в Германии географически далек от политических центров, заседает и тихом курортном городке Карлсруэ, это очень хорошо – и нам бы так. Судьи ВС и ВАС в таких мечтаниях замечены не были. Напротив, и судьи и особенно околосудебная публика отнеслась к идее резко отрицательно: у нас тут в производстве большое количество дел, физические лица, юридические лица, истцы, адвокаты – что же им теперь, всем в Петербург ездить?

В принципе, отчего же и не в Петербург – не все же в Москву. Суть децентрализации федеральных учреждений в том и состоит, чтобы разгрузить столицу от ведомств, которые не связаны с другими ведомствами и высшим начальством потребностями ежедневного оперативного общения.

Суд в России независим и подчиняется только закону, оперативно и ежедневно общаться с начальством ему нет надобности – ну, и почему же ему необходимо подчиняться только закону непременно в Москве? Санкт-Петербург или, допустим, Нижний Новгород ничуть не хуже.

Конечно, и с децентрализацией бывает перебор. Штаб-квартира германской разведки расположена в городке Пуллах в часе езды к югу от Мюнхена. Случись что экстренное, докладывать бундесканцлеру, который в Берлине, будет довольно сложно – разве что по телефону. Но, во-первых, о переезде спецслужб в провинцию у нас никто и не говорит, во-вторых, ВС уж никак не спецслужба.

Активное сопротивление переезду, скорее всего, связано с таким феноменом общественного сознания, для которого американцы даже придумали специальную аббревиатуру NIMBY, то есть "not in my back yard" -- "только не на моем заднем дворе". Используется для описания противления граждан начинаниям, в общем-то, полезным, но затрагивающим их частные интересы. Новая дорога – это хорошо, но если она будет проходить через мой задний двор –это уже не очень хорошо.

Соответственно, децентрализация – это правильно, Москва не резиновая, надо ее разгружать от властных учреждений, но если мне придется переехать из Москвы вслед за моим учреждением, то это уже совершенно нехорошо. Как тут достичь гармонии, науке неизвестно.