К публике просочилась занятнейшая утечка информации. Оказывается,планируется создание в подмосковном Домодедово гигантского образовательно-спортивного кластера стоимостью до 100 миллиардов рублей. Должен, оказывается, появиться российский аналог Кембриджа, куда переедут студенты и преподаватели.

Через газету "Коммерсант" к публике просочилась занятнейшая утечка информации. Оказывается, правительство планирует создать в подмосковном Домодедово гигантский образовательно-спортивный кластер стоимостью до 100 миллиардов рублей. Должен, оказывается, появиться российский аналог Кембриджа, куда переедут студенты и преподаватели пяти технических вузов, Федеральный центр спортивной медицины, а также тренировочные базы к чемпионату мира по футболу в 2018 году.

О генезисе идеи ничего, разумеется, не сказано, но и восстановить его – никак не бином Ньютона. Спортивная часть нового суперпроекта, вероятно, вызрела в рамках огромной работы по подготовке к чемпионату мира и уже не обсуждается. А поверх того существует неутоленная жажда сделать хоть что-нибудь, объясняющее граду и миру, зачем этот град (Москву, имеется в виду) недавно расширили в два с лишним раза. Нет, есть, конечно, и другие составляющие нового замысла: и ведущим вузам тесно на их площадях – это правда; и хозяева земель в прирезанных к Москве районах жаждут реализовать свалившийся на них ошеломляющий шанс – и их тоже можно понять. Как бы там ни было, правительство уже на уровне практических поручений обсуждает вопрос о строительстве под Москвой дорогущего суперкампуса. Кембриджа на пустом месте.

С одной стороны, это вроде бы хорошо. Большие деньги, так или иначе, но выделенные на развитие образования, должны бы радовать, особенно на фоне явной для всех недофинансированности отечественного образования. С другой же стороны, особой радости я в себе не нахожу. Попробую объяснить, почему именно. Тревожит это самое "пустое место", на котором намечается возвести наш отечественный Кембридж.

Во-первых, именно потому, что оно пустое. Таким образом центр тяжести всей затеи, центр внимания властей и публики, центр принятия реальных решений и доводов для их принятия неотвратимо смещается в недвижимость. Можете не сомневаться, что года не пройдет, как ассоциации, возникающие у вас при звуках слова Кембридж, начисто изменятся. Кембридж в нашем представлении сейчас – это зеленые газоны, тьюторы в накидках, Резерфорд и Капица. Кембридж через год будет для нас означать: распилы, откаты, раздувание смет, срыв сроков, выемка документов, грызня вокруг высвобождающихся зданий в центре Москвы и так далее, и так далее. Вернутся ли ассоциации к университетской тематике, когда стройка закончится, да и закончится ли она при жизни нынешнего поколения, вопрос сильно гадательный.

Мне скажут: но как же! Вузам же тесно – им нужен кампус! Да, тесно, но никак не теснота – главная их проблема, и не настолько она остра, чтобы ее нельзя было решить без многомиллиардной стройки. Что же до полезности именно кампуса, то вещь это, спору нет, хорошая. Только, боюсь, основная его полезность не в загородном расположении, и не в близости учебных и жилых зданий – иначе не было бы всесветно знаменитых университетов континентальной Европы. Кампус, подчеркивает университетскую отдельность, самостоятельность, независимость. Именно они нужны нашим ведущим вузам куда острее, чем квадратные метры; и они не требуют миллиардов. Но Минобр, как известно, не дает им не то что университетской автономии, но и даже права выбрать ректора! А университетский кампус, в котором университет не хозяин, – это даже не пародия. Это именно что недвижимость. На золотой подмосковной земле, значит, автоматически элитная недвижимость. Со всеми уже названными вытекающими.

Во-вторых же, мне не нравится, что место возведения нового Кембриджа идеологи Минобра готовы считать пустым и в переносном смысле. В этом центре, по словам декана факультета социологии Высшей школы экономики Чепуренко, "должна сложиться академическая культура. Должны смениться несколько поколений профессоров и студентов, чтобы этот процесс стал самовоспроизводимым". Не понимаю, как это можно говорить, находясь не в Бантустане и не в Сомали, а в России — стране Менделеева и Колмогорова... Э! Ребята! Тут уже давно есть академическая культура! Преемственность и воспроизводимость в том же МИФИ уже созданы и людьми помасштабнее вашего.

Да, сегодня, после нескольких десятилетий деградации, и эта культура, и эта преемственность — далеко не в лучшем состоянии. Но, если вы дадите людям дышать, они восстановятся несравнимо быстрее и дешевле, чем их можно было бы теоретически вырастить на пустом месте. У наших профессоров зарплата много ниже, а нагрузка в разы выше, чем почти в любой стране, где вообще водятся профессора.

Вот просто ради смеха дайте преподавателям хотя бы тех вузов, на переселение которых вы готовы вывалить гору денег, среднеевропейские зарплаты и нагрузки. Через пять лет, если не раньше, там сложатся коллективы мирового уровня. И обойдется вам это процента в два от тех денег, что вы хотите вбить в недвижимость!

Но увы. На такую революцию Министерство образования явно не готово. Бюджеты не те, макет красивый начальству не покажешь, и вообще.