Африканский союз возглавил премьер-министр Эфиопии Хайлемариам Десалень. Руководство крупнейшего интеграционного объединения Африканского континента меняется в тот момент, когда этому единству брошен вызов радикального исламизма. Смогут ли новые руководители найти адекватный ответ на эту угрозу?

Начало интеграции африканского континента было положено 50 лет назад, когда 25 мая в столице Эфиопии Аддис-Абебе руководителями 53 стран было подписано соглашение об образовании Организации Африканского Единства (ОАЕ). Было заявлено, что Организация создана для осуществления фундаментальных целей, в первую очередь, укрепления прав и свобод на африканском континенте, повышения жизненных стандартов и решения спорных вопросов между африканскими государствами.

К моменту преобразования ОАЕ в Африканский союз (АС) в 2002 году в него входили 54 африканских государства. Исключением стало Королевство Марокко, вышедшее из состава организации 12 ноября 1984 в знак протеста против признания Сахарской Арабской Демократической Республики законным правительством Западной Сахары, большую часть которой Марокко к тому времени оккупировала. Первым президентом АС стал президент ЮАР Табо Мбеки. Высшим органом стала Ассамблея глав государств и правительств, а высшим учредительным органом – Комиссия АС. Председатель Афросоюза и Председатель комиссии избираются ежегодно. Законодательным органом союза стал Панафриканский парламент, первая сессия которого прошла в марте 2004 года.

Название, принципы и структура руководящих органов АС апеллируют к принципом самого успешного на сегодняшний момент межгосударственного интеграционного образования – Европейского союза. Африканский союз также уделяет большое внимание легитимности власти (членство стран, руководители которых пришли к власти нелегитимным путём, приостанавливается), а также способствует продвижению равенства полов: трое из пяти депутатов Панафриканского парламента должны быть женщинами. Кроме того, цели и принципы Африканского союза подразумевают поддержание мира, стабильности и предупреждение региональных конфликтов и геноцида. С этой целью в 2003 году был создан Совет мира и безопасности, в обязанности которого входит координация военных операций на территории союза.

Самой удачной операцией АС на данный момент принято считать операцию на острове Анжуан в марте 2008, когда один из сепаратистских Коморских островов был взят под контроль войсками Африканского союза. Однако несмотря на возвращение Анжуана, у Афросоюза накопилось множество других проблем. И первое место здесь, конечно, занимает проблема Сомали, в которой с 1991 года не утихает гражданская война, уже унесшая более 500 тысяч жизней. Ситуация в Сомали обращает на себя повышенное внимание из-за спровоцированного ей всплеска пиратства в Аденском заливе. Также ещё не забыта война в самом нефтеносном районе Судана Дарфуре, которая спровоцировала полномасштабную гуманитарную катастрофу – по данным ООН от различных болезней, недоедания, переохлаждения и тепловых ударов, а также антисанитарии, царящей в лагерях беженцев, погибло до 400 тысяч тысяч человек. Опасения вызывает также деятельность ультрарадикальной исламистской секты "Боко Харам" ("Западное образование греховно") на территории Нигерии, которая ставит своей целью установление законов шариата на всей территории страны. "Боко Харам" считается одним из главных агентов "Аль-Каиды" на Африканском континенте, на её счету – многочисленные громкие теракты, в том числе, подрыв штаб-квартиры ООН в Абудже 26 августа 2011 года и многочисленные взрывы в христианских церквях, на рынках и в общеобразовательных учреждениях. Неспокойно и в Египте, где на прошлогодних выборах победили исламисты – там уже несколько месяцев не утихают беспорядки, а в трёх районах страны сегодня было введено чрезвычайное положение.

Однако главной проблемой для Африканского союза сейчас, конечно же, является военное противостояние в Мали, которое уже привело к интервенции французских войск. 27 января совместному франко-малийскому контингенту удалось отбить у исламистов город Гао, сейчас бои идут на улицах Тимбукту. Министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус заявил 13 января, что военный этап операции займёт "не более нескольких недель". С тех пор прошло две недели и успехи французских войск, действительно, заметны, однако, когда террористы будут вытеснены с территории Мали, они тут же станут угрозой для соседних стран – это убедительно продемонстрировали трагические события в Алжире. Тогда в ходе освобождения захваченного террористами газового комплекса "Аль-Менас" (главным требованием террористов, к слову сказать, было прекращение операции в Мали) погибло 38 заложников. Как в Африке, так и за её пределами уверены, что оружие, которое используют исламисты — это оружие, оставшееся после гражданской войны в Ливии 2011 года. Поэтому, угроза исламизации идёт рука об руку с угрозой милитаризации региона, вызванной наплывом большого количества нелегального оружия.

Президент Бенина Томас Бони Яий, передавая Хайлемариаму Десаленю пост председателя АС, попенял африканским руководителям на их неторопливость в разрешении малийского кризиса. Действительно, африканские войска прибыли в Мали уже после вторжения французов, которое стало ответом на угрозу захвата исламистами всей территории страны. Во избежание повторения подобных ситуаций, премьер-министру Эфиопии необходимо будет учесть эти ошибки и организовать работу Совета мира и безопасности таким образом, чтобы своевременно реагировать на вызовы внутри Афросоюза без внешнего давления. Являясь оплотом христианства в Центральной Африке, Эфиопия должна выработать стратегию по претворению в жизнь принципов религиозного равенства, прописанных в Декларации Афросоюза. Угроза исламизма – куда более серьёзный вызов для АС, чем долговой кризис – для его европейского собрата, и эффективный ответ на неё может укрепить зарождающиеся интеграционные институты и повысить международное доверие к перспективам развития Афросоюза. Что было бы весьма кстати для объединения, занимающего 20% суши, в котором проживает седьмая часть населения Земли.