Интервью генсека ООН Пан Ги Муна. Полная версия

Генеральный секретарь ООН 18 марта прибыл в Москву. Начался день с большого интервью "России 24". Одной из тем стала ядерная программа Ирана. Кроме того, Пан Ги Мун рассказал, что собирается предпринимать ООН для устранения последствий мирового финансового кризиса. Вести.Ru публикуют полную версию.

- Секретариат ОДКБ и секретариат ООН готовы подписать заявление о сотрудничестве. Чем организации могут помочь друг другу?

- Я рад посетить Москву для проведения важного совещания, которое будет исключительно важно для мирного урегулирования на Ближнем Востоке. Сейчас я буду проводить двусторонние встречи с российским руководством, включая президента Медведева и министра Лаврова. Также я очень рад возможности встретиться с генеральным секретарем ОДКБ с тем, чтобы обсудить вопрос о том, как мы можем далее сотрудничать с региональной организацией в целях содействия миру и безопасности в регионе, особенно в области искоренения распространения наркотиков, организованной преступности и всех трансграничных преступлений. Трансграничные преступления угрожают региональному миру и стабильности. И в этом отношении практично, прагматично нужно строить сотрудничество с ОДКБ, и мы будем это делать.

- На что готов пойти "квартет", чтобы возобновить мирные переговоры между Израилем и Палестиной?

- Это очень удручающе. Мирный процесс не укоренился за последние полтора года в регионе, поэтому мы здесь встречаемся в Москве. Последние меры израильского правительства, которое объявило о новом строительстве 1600 домов, контрпродуктивное заявление в отношении непрямых переговоров, которые ведутся. Все заинтересованные стороны решительно осудили эту меру. Я искренне надеюсь, что такие односторонние меры не будут осуществляться, от них нужно воздерживаться в то время, как идут переговоры. Мы будем обсуждать то, как «квартет» может лучшим образом содействовать, поощрять соответствующие заинтересованные стороны израильтян и палестинцев, чтобы они продвигали не прямые переговоры и в конечном итоге пришли бы к прямым переговорам.

- Иранская ядерная программа. Какие перспективы решения этой проблемы? Поможет ли ужесточение санкций сделать Иран более сговорчивым?

- Иранский ядерный вопрос вызывает большую озабоченность в международном сообществе. Государства – члены СБ, включая Россию, занимаются прямым диалогом с иранцами. Были внесены предложения со стороны МАГАТЭ, которые по-прежнему являются весьма позитивными. Иранские власти, я надеюсь, серьезным образом к ним отнесутся и возобновят переговоры. Любые отличия точек зрений должны решаться посредством диалога, мирным образом. В то же время иранские власти должны полностью выполнять соответствующие резолюции СБ ООН. СБ принял пять резолюций на данный момент, и их нужно полностью выполнять. Любые дальнейшие действия, включая санкции, должны определяться членами СБ ООН.

- На ваш взгляд, почему Иран не соглашается дообогащать уран на территории Франции и России?

- Российское правительство внесло хорошее предложение. Вы продемонстрировали, что готовы обеспечить обогащение урана для иранцев. Это предложение заслуживает серьезного рассмотрения со стороны иранских властей. Меня удручает, расстраивает то, что пока здесь прогресса не наблюдается. МАГАТЭ также внесло соответствующие предложения, и иранцы должны серьезно их рассмотреть.

- Что делает ООН для того, чтобы конфликт между мировым сообществом и Ираном не перерос в военный конфликт?

- ООН продвигает все резолюции в целях мирного урегулирования. В принципиальном плане все проблемы нужно решать мирным путем, диалогом. Нет альтернативы этому пути. Чтобы это было возможно, соответствующие заинтересованные стороны должны вести серьезные переговоры по предложениям МАГАТЭ. МАГАТЭ четко заявила, что пока им не удается подтвердить характер программ развития ядерной энергетики в Иране. Иранские власти должны доказать, что их программы являются подлинно мирными программами. Международное сообщество пока не получило подтверждения в этом отношении. Поэтому иранцы должны доказать, что их программы действительно мирные прежде всего.

- Россия призывает НАТО сосредоточиться на борьбе с производством наркотиков и наркотрафиком в Афганистане. Что со своей стороны предлагает ООН для борьбы с афганским наркотрафиком?

- ООН работает очень усердно с тем, чтобы искоренить наркотрафик в Афганистане. По существу, при руководстве президента Карзая в Афганистане в приоритет был поставлен этот вопрос, и офис ООН по наркотикам, по преступной деятельности работает в этом направлении, и в соответствии с отчетом ООН, есть сокращения в производстве опиатов. Мы прилагаем все усилия. И Россия может играть очень позитивную роль наряду с другими странами. Я будут тесно сотрудничать с государствами – членами ОДКБ, чтобы также внести практический, прагматический вклад в это дело – поэтому-то я и буду встречаться с генеральным секретарем ОДКБ.

- Обладает ли ООН возможностью предоставить мандат международным силам в Афганистане на уничтожение посевов опиумного мака?

- Заниматься полями по выращиванию мака – это не дело ООН. Международное сообщество должно предоставить какие-то инициативы, чтобы фермеры не были полностью в своей жизни зависимы от выращивания мака, и чтобы население не было задействовано в наркотрафике. В этом наилучший подход. И ООН занимается этим вопросом, прежде всего. Мы должны активно предпринимать меры по борьбе с наркотрафиком. И это возможно при содействии международного сообщества, в частности России и других стран.

- Удовлетворены ли вы тем, как сегодня обеспечивается мир на Южном Кавказе между Южной Осетией, Абхазией и Грузией?

- ООН усердно сотрудничает с заинтересованными сторонами для обеспечения мира и стабильности в регионе. Мы разочарованы в большой степени тем, что происходило полтора года назад. Наш приоритет состоит в том, чтобы предотвратить такие ненужные, непредвиденные события, и нужно создать соответствующий механизм при участии ООН, Евросоюза, России и других заинтересованных сторон. Они собирались в Женеве, и определенный прогресс был достигнут. Нужно делать намного больше, конечно. Я недавно назначил специального представителя который работает со сторонами в регионе для содействия в достижении мира и стабильности в этом регионе.

- В Пакистане не прекращаются теракты экстремистов. Все прекрасно понимают, что эскалация насилия в стране, обладающей ядерным оружием, угрожает безопасности всего мира. Что, по-вашему, может сделать ООН для того, чтобы оружие массового уничтожения не попало в руки экстремистов?

- Я тоже очень озабочен тем, что происходит в Пакистане. Хотя правительство много делает для того, чтобы бороться с террористическими атаками, с экстремизмом. Все же, мы видим очень тяжелые гуманитарные условия, и многие люди, живущие там, требуют гуманитарной помощи, прежде всего. ООН заботиться о том, чтобы предоставить гуманитарную помощь перемещенным лицам. Некоторые из них сумели вернуться в родные дома. Во всем мире друзья демократического Пакистана, встречаются и обсуждают этот вопрос. Я сам назначил специального представителя, который осуществляет надзор, координирует вопросы гуманитарной помощи.

- В какой стадии сейчас находится разрешение другой мировой ядерной проблемы – проблемы Северной Кореи? Сотрудничает ли сейчас Пхеньян с МАГАТЭ и как выполняются страной ранее принятые резолюции Совбеза ООН?

- Ситуация в КНДР вызывает большую озабоченность. Шестисторонние переговоры не решили имеющиеся проблемы. Им нужно снова встречаться в рамках шестистороннего формата и необходимо вновь возобновить диалог и нужно полностью выполнять соответствующие резолюции СБ ООН. Наилучший подход решения этой проблемы это денуклеаризация полуострова, что возможно через посредство переговоров с участием всех заинтересованных сторон. Было сделано несколько важных общих заявлений, которые не были реализованы КНДР. И сейчас я настоятельно призвал бы КНДР и участников шестисторонних переговоров заняться этой работой. Россия, как и другие страны-соседи, может внести свой вклад в денуклеаризацию Корейского полуострова. И российское правительство активно участвует в этой работе. Нам удалось обеспечить диалог на высоком уровне. Мы хотели бы его углубить и расширить, чтобы иметь больше каналов между ООН и КНДР и таким образом содействовать далее развитию данного диалога.

- Многие политики говорят, что организация слабо справляется со своими функциями, в частности функций мирового арбитра и миротворца. По-вашему, должна ли ООН реформироваться? И что именно необходимо менять в работе ООН?

- Всегда можно совершенствоваться. Всегда можно реформировать ООН, чтобы ООН была более эффективной, действенной, транспарентной. Это один из моих высших приоритетов. За последние 65 лет ООН играла ведущую роль вместе с государствами – членами, решая многие глобальные вопросы. Никогда в прошлом мы не видели так много глобальных вопросов, которые бы скапливались воедино, одновременно: бедность, вопросы безопасности, изменение климата, финансово-экономический кризис. Все эти вопросы требуют глобальной солидарности, ответственности. Ни одна страна, большая, сильная, полная ресурсов, не может решить эти вопросы сама по себе. Нужно объединять усилия. И ООН выступает за это. Конечно, ООН можно совершенствовать. Но это возможно при поддержке государств – членов ООН, прежде всего.

- Многие считают, что действующая конструкция Совбеза ООН не соответствует реальному распределению сил в мир. Согласны ли вы с такой оценкой? И следует ли здесь что-то менять?

– СБ ООН играет ключевую роль, несет главную ответственность в вопросах мира и безопасности. Однако, учитывая огромные изменения, которые произошли в мире за последние 60 лет, государствам – членам необходимо серьезно подумать о том, как сделать СБ ООН более соответствующим требованиям времени и международного сообщества. Государства – члены обсуждали на Генассамблее вопрос реформы СБ ООН. Его нужно реформировать, чтобы он был более репрезентативным в настоящих условиях, с тем, чтобы мнения, точки зрения государств – членов были полностью и четко отражены.

В отношении этого есть консенсус. Однако какие условия нужно использовать для реформы, сколько государств-членов должны иметь право участвовать в работе СБ и кто должен заседать как постоянные члены, вот набор ключевых вопросов, которые еще нужно решать и добиваться согласия по которым необходимо для реформы. И государства-члены должны проводить в ускоренном порядке такой процесс обсуждения для того, чтобы можно было реализовать реформу СБ ООН.

- У берегов Сомали не прекращаются пиратские захваты судов. На ваш взгляд, почему не удается взять ситуацию под контроль? И каковы перспективы обеспечения безопасного судоходства вблизи Аденского залива?

- Ситуация с Сомали очень серьезная. Здесь и политический аспект и гуманитарный, и вопрос пиратства. Международное сообщество, ООН, Евросоюз и другие страны усердно действуют в целях укрепления государственности с тем, чтобы государство могло наращивать свой потенциал. Пока такого потенциала нет. Африканский союз, страны Африки отрядили 8 тысяч миротворцев, и они ведут большую работу по установлению мира в регионе. Но военные группы, такие как Аш Шабаб, усугубляют ситуацию.

Мы хотим укрепить потенциал миссии по поддержанию мира, подготавливая национальные кадры армии Сомали. Сначала нужно укрепить их потенциал через посредство африканского союза по подготовке миротворцев. Затем мы обеспечим представительство ООН, а затем попытаемся рассмотреть вопрос о создании миссии по поддержанию мира ООН в регионе.

Что касается пиратской деятельности, то это отражает и ситуацию на суше. Если мы обеспечим стабильность на континенте, то вопросы пиратства в море также будут решены с помощью всего международного сообщества, включая Россию. Велись меры по патрулированию в море с участием ВМС. Конечно, этого недостаточно, нужно обеспечить последовательность этой деятельности. ООН честно координирует работу с государствами-членами.

- Как вы оцениваете участие России в гуманитарных и продовольственных программах ООН? Какие перспективы развития сотрудничества Вам видятся в этом направлении?

- Я удовлетворен российским вкладом во всех сферах деятельности ООН. Российская Федерация – один из постоянных членов СБ ООН. Она входит в восьмерку, в двадцатку, решает мировые проблемы экономики, и мы удовлетворены тем, что российское руководство увеличило свою официальную помощь развивающимся странам. Мы получили помощь в 2 миллиона долларов для урегулирования ситуации на Гаити. Были предоставлены вертолеты. И российские миротворцы направляются в различные регионы мира. Я ожидаю лишь того, что Российская Федерация будет делать больше в области миротворческих операций, оказания помощи в случае природных бедствий и в борьбе с последствиями международного экономического финансового кризиса.

- Собирается ли ООН усилить свою работу по противодействию глобальным экономическим кризисам и нужны ли ООН новые полномочия в этой сфере?

- Международное сообщество пострадало от финансово-экономического спада. Это сказывается, в первую очередь, на развивающихся странах, на наиболее уязвленных странах. Миллиард человек в мире ложатся спать без еды. Это ситуация совершенно неприемлемая. Развитые страны, в частности входящие в двадцатку, должны более щедро вносить свой вклад в решение этой проблемы. Мы проводим ряд совещаний, и была согласована необходимость дальнейшей помощи, которую нужно стимулировать. Мы это приветствуем. И мы уверены, что страны с развитой экономикой будут оказывать более щедрую гуманитарную помощь развивающимся странам.

Нынешний год особенно важен в этом плане. Это десятый год ведущейся программы, когда развитые страны представили хороший план для соответствующей деятельности. Для реализации заявленного плана нужно еще 15 лет. Мы в ООН проводим саммит в этом году в Нью-Йорке, посвященный данной теме. Президент Медведев, надеемся, сможет принять участие в этом саммите.