Тема:

Кризис в Греции 6 лет назад

Парламент Греции одобрил шоковую терапию

Парламент Греции одобрил план оздоровления экономики. Бюджетникам снизят зарплаты, старикам увеличат пенсионный возраст и повысят налоги. За шоковую терапию страна получит заграничную компенсацию. Но население этот подход не устроил.

Парламент Греции одобрил план оздоровления экономики. Бюджетникам снизят зарплаты, старикам увеличат пенсионный возраст и повысят налоги. За шоковую терапию страна получит заграничную компенсацию. Но население этот подход не устроил. Оно винит в кризисе элиту и не понимает, почему пролетариат должен платить за ошибки капиталистов.

До антикризисных мер Василию Констандилопосу нет никакого дела, потому что его дела и так уже давно хуже некуда. Завтра вечером он закончит диван, передаст клиенту с прибылью минус 15% и закроет лавку. Кому сегодня нужна мебель, когда ни у кого в этой стране нет денег?

"Расходы магазина – тысяча евро в месяц, – рассказывает владелец мебельного магазина Василий Констандилопос. – Если я делаю одни комплект мебели – они окупаются, два – есть на что кормить семью. Ну, а если не купят ничего, хотя именно так все чаще и бывает, что я буду делать?"

За законопроект проголосовали только вчера, а счета за квартиру, пенсионные квитанции, ценники в магазинах уже пару месяцев – совсем с другими цифрами. Дела Василия, конечно, лучше, чем у государства Греции. Долг поставщикам – всего 2 тысячи евро, но попросить о помощи ему некого.

"Мы перестали покупать одежду, не ездим на машине – только пешком, – продолжает Василий. – Единственное, на что тратим, – на детей. У меня нет будущего, никакого. Единственное, что я умею – делать диваны, которые никому не нужны".

У Ирины Киндратской – хороший бизнес. За хлебом придут всегда, как бы ни прижало правительство. Пекарню они с мужем купили три года назади, почти накопили на вторую. Но ассортимент там будет уже другой – сегодня пользуется спросом все самое простое: хлеб деревенский, кукурузный, со злаками. Кексы, пирожные, сладкое черствеют на прилавке.

"Боятся тратить деньги люди, боятся покупать – "а вдруг, а что будет дальше". Перестали покупать много сладкого. Отказывают себе люди", – констатирует жительница Афин Ирина Киндратская.

Привыкнуть экономить несложно. Тяжело принять то, что это плата за деньги, которые сами греки так и не увидят. 110 миллиардов, которые придут из Европы на погашение государственного долга, – для них не международная помощь, скорее, унижение в международном масштабе. И никому непонятно, почему первым урезали зарплату учителям, пожарным, а не депутатам, чиновникам. Госсектор в стране – 40% ВВП.

"Это нам испытание – чтобы научились, наконец, экономить, – считает священник отец Харитус. – А то привыкли: к морю – в долг, машину – в долг, деньги не считаем. Надо потерпеть три года. Вот я потратил сейчас 17 евро и купил только самое необходимое – хлеб, йогурт и рис".

Всех недовольных этой ночью опять разгоняли светошумовыми грантами, горчичным газом. С каждым днем полицейские все жестче, хотя их зарплаты тоже заморожены на три года.

Сегодня обошлось без столкновений. Профсоюзы, которые вывели людей на улицы, очень просили не устраивать беспорядки – в память о трех погибших в эту среду. Премьер-министр Греции принес цветы к банку, где они погибли – задохнулись от дыма, когда в здание бросили бутылку с зажигательной смесью.

Самый популярный лозунг в эти дни – "Все на борьбу!" В городе раздают листовки, расклеивают плакаты. Через 10 дней – национальная забастовка, и она обязательно закончится беспорядками, столкновениями. Тех, у кого уже нет работы, денег, а свободного времени предостаточно, в Греции с каждым днем все больше. Закон об антикризисных мерах принят, но никто не знает, что начнется в стране, когда он заработает.