Тема:

День памяти и скорби. 2011 12 лет назад

70 лет назад. Реплика Максима Соколова

На рассвете 22 июня 1941 года в 03.50 германская артиллерия открыла огонь, и началось наступление войск вермахта на всем протяжении советско-германской границы. Так началась Великая Отечественная война, продолжавшаяся без малого четыре года - 1418 дней - и унесшая жизни 27 миллионов граждан СССР.

На рассвете 22 июня 1941 года в 03.50 германская артиллерия открыла огонь, и началось наступление войск вермахта на всем протяжении советско-германской границы. Так началась Великая Отечественная война, продолжавшаяся без малого четыре года - 1418 дней - и унесшая жизни 27 миллионов граждан СССР.

Считай, что почти каждый шестой не дожил до победы, а некоторые возрастные когорты были выкошены практически начисто. Мужчин 1923 года рождения - того возраста, который принял на себя основной удар войны - после победы осталось лишь 3% от довоенной численности. С тех пор сменилось уже три поколения, а на демографических графиках до сего времени видно повторяющееся эхо войны.

Возможно, в нашей истории бывали и не менее тяжкие времена. В XIII веке, после монголо-татарского нашествия 1237 года было написано "Сказание о погибели Русской земли". Но по абсолютной численности потерь и разрушений война, начавшаяся 70 лет назад, превосходит все, что было в отечественной истории.

Это была первая - и будем надеяться, что последняя - тотальная война в истории России.

Один из признаков тотальной войны в том, что тягчайшие потери несет не только армия, но и мирное население. Солдат на войне убивали всегда, но мирных жителей не всегда и уж точно не в таких пропорциях. Из 27 миллионов погибших на войне на долю воевавших с оружием в руках приходится 9 миллионов, то есть треть. Остальные - мирные жители. Нормы прежних войн, предписывающие щадить мирное население, в тотальной войне не действуют.

Другой признак тотальной войны в том, что она требует не только военных, но и хозяйственных сверхусилий, когда практически вся экономика страны работает только на войну. В прежних войнах тяготы и лишения выпадали на долю жителей прифронтовой полосы и оккупированных территорий, тогда как в тылу - тем более в далеком тылу - продолжалась более или менее мирная довоенная жизнь. При тотальной войне на нее работает более половины и даже до двух третей национальной экономики. Фронт пожирает не только людские жизни. Он в огромных количествах пожирает материальные ресурсы, на восполнение которых работает всю страна. Что означает для тыла - то есть для территории всей страны с южных гор до северных морей - каторжный труд, голод, холод и огромные материальные лишения.

Собственно, и до войны жизнь в СССР не отличалась особым богатством - какова же она стала во время войны, когда и без того не слишком сильный сектор экономики, работающий на народное потребление, был переведен на военные рельсы. Особенно это стало заметным к концу войны, когда какой-никакой, но достаток домохозяйств был окончательно проеден, и люди элементарно оголодали и обносились. Это был великий подвиг тыла, но каким же он был тяжким.

Груз тотальной войны, который нашей стране пришлось в полной мере вынести, сформировал ту особенную психологию, которая действовала еще много десятилетий после победы. "Лишь бы не было войны". Над этой психологией потом уже стали подшучивать, смеясь над народной непритязательностью и критикуя оборонное сознание, склонное всюду видеть военные опасности. Но для тех, кто пережил военное лихолетье, кто пережил смерть близких людей, голод, холод, лишения - для тех оборонное сознание было естественным. "Все, что угодно, но только не новое 22 июня. Оно не должно повториться ни под каким видом". Это был абсолютный императив, и его можно понять. Кто хоть однажды видел это, тот не забудет никогда. Наверное, и нам стоит помнить, сколь великой ценностью является мир.

Вечная память всем павшим на этой страшной войне.