Тема:

День памяти и скорби. 2011 12 лет назад

Неделя памяти. Российский подвиг за Францию

Нынешняя неделя – это, прежде всего, неделя памяти. Памяти героев не только Великой Отечественной, но и Первой мировой войны. О той жертвенности, на которую была способна Россия, отправив на помощь Франции Русский экспедиционный корпус. Несмотря на то, что на своих фронтах было особенно тяжело.

Нынешняя неделя – это, прежде всего, неделя памяти. Памяти героев не только Великой Отечественной, но и Первой мировой войны. О той жертвенности, на которую была способна Россия, отправив на помощь Франции Русский экспедиционный корпус. Несмотря на то, что на своих фронтах было особенно тяжело. Героям той войны в Москве нет ни одного памятника. А в Париже теперь есть. Его торжественно открыли на этой неделе.

Этот памятник опоздал почти на столетие: на бронзовом русском офицере форма времен Первой мировой, в руках – французская каска с императорским двуглавым орлом. Такие носили воины Русского экспедиционного корпуса.

Место для монумента – в самом центре Парижа, неподалеку от моста Александра Третьего и через реку от будущего Русского духовного центра выбирали на самом высоком уровне. Спустя два года после того, как премьер-министры России и Франции дали проекту зеленый свет, они оба присутствуют на открытии.

"Один из героев и легендарных полководцев этой, как часто говорят, Великой войны, маршал Фош писал: "Если Франция и не была стерта с карты Европы, то в первую очередь благодаря мужеству и стойкости русских солдат". В этих искренних словах глубокое уважение к России, к русской армии и к русскому народу. В этой ратной летописи и подвиг 40 тысяч наших бойцов, воевавших на западном фронте, в том числе 20 из них воевали здесь, во Франции. Русские батальоны находились на самом острие военных действий, в самом пекле. Проявили стойкость в обороне и невиданный героизм в наступлении. Были примером истинной храбрости", – говорит Владимир Путин.

"Они выехали из Москвы в начале февраля 1916 года и прибыли сюда в конце марта", – говорит сын офицера русского экспедиционного корпуса подполковника Копылова Юрий Копылов.

За два месяца арьергард корпуса проделал больше тридцати тысяч километров. Дорога через фронты Восточной Европы была слишком рискованной, пришлось огибать весь азиатский континент, сначала по железной дороге до ныне китайского порта Дальний, потом морем через Суэцкий канал до Марселя. Русского солдата во Франции ждали. Также, как ждали в 1914-м, когда немецкие войска едва не взяли Париж. Откликнувшись на мольбу французского руководства, две русские императорские армии под командованием генералов Самсонова и Ренненкампфа без подготовки вторглись в Восточную Пруссию, ценой невероятных потерь сорвали планы кайзеровского блицкрига и оттянули на себя с Западного фронта 300 тысяч немецких солдат. Об этом спасении Франции и говорил маршал Фош. От солдат, высадившихся через два года в Марселе, французы ждали очередного чуда и встречали их соответственно. Прибывшие торжественным маршем прошли по елисейским полям.

Части расквартировали между Реймсом и Верденом, где шли жесточайшие бои, оставшиеся в истории как "верденская мясорубка". Главное укрепление в этих краях – форт Помпелль.

Если бы форт Помпелль и Реймс пали, была бы открыта дорога на столицу, на которой противник уже не встретил бы сопротивления. Это не случайно, что русские оказались именно в этом стратегическом месте. Французское командование хорошо знало, что они способы держать оборону", – рассказывает директор музея истории Первой мировой войны "Форт Помпелль" Марк Буксен.

Батальоны расположились в лагере Майи возле форта. Он тут же превратился в русский городок, который навестили все французские официальные лица, включая президента Раймона Пуанкаре. Солдаты всюду повесили указатели на кириллице, построили баню и часовню. Быт русских воинов: излюбленный сюжет французских хроникеров. Торжественные приемы быстро закончились, и боевое крещение не заставило себя ждать.

"Пятого сентября 1916-го один русский батальон на протяжении двух часов удерживал укрепление против превосходящих в восемь раз сил противника, выдержал пять волн атаки, понес серьезные потери, но не уступил. Для меня это главный пример мужества и стойкости русских солдат", – рассказывает Марк Буксен.

Апрель 1917-го. "Час пришел. Храбрости вам и да здравствует Франция" – приказ генерала Нивеля о начале наступления, которое войдет в историю как пример одного из самых неудачных командных решений. Русским частям отведен ключевой участок фронта. Солдаты и офицеры корпуса к этому времени уже знают: Николай Второй отрекся от трона. На всеобщем собрании голосованием решают: атаке быть.

"Это был большой подвиг, потому что если бы они не хотели пойти, они могли бы не пойти. Но они пошли. Понесли большие потери. И сделали свой долг", – говорит сын Юрий Копылов.

В архиве французского министерства обороны – две тысячи бобин кинопленки, 110 тысяч фотографий времен Первой мировой и ни одного запечатленного свидетельства той атаки. Автору французского фильма о русском экспедиционном корпусе информацию пришлось собирать по крупицам.

"На фотографиях мы видим германских пленников, взятых русскими бойцами. И немцы были абсолютно потрясены тем, что оказались в руках царских солдат. Одного упоминания о российской армии было достаточно, чтобы внушить страх неприятелю", – рассказывает автор документального фильма "От Москвы до Вердена" Марчелла Феррару.

Все поставленные задачи русские батальоны выполнили ценой более пяти тысяч убитых, раненых и пропавших без вести. Но из-за ошибок стратегов с занятых позиций пришлось уйти. Горечь поражения и революционная пропаганда сделали свое дело: в русском лагере начался бунт. Власти Франции предложили мятежникам три варианта: принудительные работы, лагеря в Алжире или фронт. Из нескольких сотен оставшихся верных клятве солдат и офицеров был сформирован русский легион. Войну добровольцы завершили на территории уже побежденной Германии.

"Нам очень важно, чтобы в этой памяти, которая является опорной вехой французского национального сознания, Россия получила свое место. Справедливое и достойное. И вот то, что сейчас было сделано Путиным и Фийоном, мне кажется, это кирпичик как раз в эту историческую память французов, ну, и, конечно, в нашу", – считает президент Фонда исторической перспективы, руководитель Парижского института демократии и сотрудничества Наталья Нарочницкая.

Память о Русском экспедиционном корпусе едва не исчезла в водовороте истории XX века. Сохранять ее пытались потомки тех, кто остался во Франции. На русском военном кладбище под Реймсом, которое строила и все эти годы поддерживала община эмигрантов, похоронены 915 человек, но имен на могилах гораздо меньше. На крестах так и написано: "Неизвестный русский солдат, погиб за Францию". Во вновь обретенных нашими странами страницах совместной истории остаются пробелы, заполнять которые тоже предстоит вместе.