Туристы, чьи загранпаспорта могли сгореть во время пожара в центре Москвы, вряд ли смогут рассчитывать на быстрое восстановление документов, заявляют в Клубе защиты прав туристов. В офисе туристической компании, которая находится в сгоревшем здании на площади Тверской Заставы, могли сгореть документы примерно 40 туристов, которые сегодня должны выехать в тур по Европе. С комментариями для "Вести ФМ" - Роман Бобылев, сопредседатель Клуба защиты прав туриста.
"Вести ФМ": Роман, здравствуйте!
Бобылев: Здравствуйте!
"Вести ФМ": Что в такой ситуации делать клиентам этих фирм, тем людям, которые пострадали? Были ли вообще какие-то прецеденты подобного плана у вас в практике?
Бобылев: В таком массовом порядке подобных прецедентов не было. Были единичные случаи, когда турфирмы, по собственной халатности, теряли паспорта туристов. Здесь все-таки приходится констатировать, что это форс-мажорная ситуация.
"Вести ФМ": То есть непонятно, кто прав, а кто виноват?
Бобылев: Нет. Здесь на самом деле все достаточно понятно. Говорить о злом умысле со стороны турагентств не приходится. Но здесь надо две вещи различать. Если были утрачены авиабилеты, турпакеты, страховки, то это одно. Абсолютно точно документы можно восстановить, и восстанавливаются они достаточно быстро, в течение нескольких часов. А иногда, если позволяет информационная система, восстанавливается все гораздо раньше. С этим проблем нет, и не будет. Проблема, конечно же, здесь возникает только лишь с паспортами. К сожалению, восстановить паспорт в течение суток – этого сделать невозможно.
"Вести ФМ": И что делать туристу, который попал в такую ситуацию?
Бобылев: К сожалению, здесь приходится рассчитывать только на порядочность турфирм и туроператоров, которые, возможно, пойдут навстречу туристам.
"Вести ФМ": А как они могут это сделать?
Бобылев: Ну, это можно только лишь предполагать, потому что бывают ситуации, когда турфирмы и туроператоры понимают, что хоть они и не виноваты, но помочь туристам в данной ситуации могут. То есть предоставляют скидки либо организации туров на другие сроки. Такое бывает, но это тоже носит достаточно редкий характер.
"Вести ФМ": Но если человек взял отпуск, то у него уже всё расписано на две недели вперёд. Что делать?
Бобылев: К сожалению, это такая ситуация, которая произошла не по вине турфирм, поэтому это чистой воды форс-мажор, поэтому здесь помочь в какие-то сжаты сроки (опять же в течение суток организовать выдачу нового паспорта и получение виз) - это просто нереально сделать. К сожалению, та ситуация, в которую попали туристы, безвыходная, особенно если она ограничена по срокам. И можно лишь только рассчитывать на добросовестность и порядочность турфирм, которые в дальнейшем пойдут навстречу туристам, своим клиентам, которые попали в такую неприятную ситуацию.
"Вести ФМ": У нас в эфире специалист по страхованию рассказала, что все документы туристов должны храниться в сейфах этих компаний. Если вдруг окажется, что этого не было, то туристы имеют право рассчитывать на компенсацию. Это так?
Бобылев: Сложно об этом говорить, потому что нет каких-то четких критериев, какой это должен быть сейф – несгораемый шкаф, какого уровня пожаростойкости он должен быть?
Полностью комментарии Романа Бобылёва слушайте в аудиофайле.
Читайте также по теме: