В Москве проходит ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction-2010. Среди представленных книг – дневники Ролана Быкова и репринтное издание "12 стульев" и "Золотого теленка" Ильфа и Петрова.
Остапа Бендера, канонического с шарфом и в фуражке, карикатурист Константин Ротов срисовал с одессита Остапа Шора, на которого указали художнику сами авторы "12 стульев" и "Золотого теленка" Ильф и Петров. Эти наброски так и остались бы лишь в архиве, если бы дочь писателя Александра Ильф не решилась на репринтное издание той, самой первой, публикации романа в журнале "30 дней".
Все, как в 1928-м: и рисунки Ротова, и эпизоды, которые уже через пару лет безжалостно вырежет цензура. "Там многие эпизоды выпали, например, с фотографом, которого посылают фотографировать Ньютона к его двухсотлетнему юбилею", – рассказывает Александра Ильф.
Что ни стенд, то знаменитость. Вдова Ролана Быкова Елена Санаева представила дневники мужа. Знаменитый актер и режиссер вел их всю жизнь о кино, о себе, о тех, кто рядом и сам собирался издать их.
"Это жизнь человека, которому ничего даром не давалось, – говорит Елена Санаева. – Не случайно мы назвали их "Я побит – начну сначала". Потому что это был его девиз. А бит он был не раз. И тем не менее находил всегда в себе силы вставать и выполнять свои задачи в профессии, в жизни".
В издательстве "Самокат" – жаркая дискуссия о трудностях перевода. Почему книга Мари-Од Мюрай Oh, boy! на родине, во Франции – бестселлер, в России, судя по продажам, – мало кому интересная история.
Если переводы с французского пока не завоевали популярности у русских детей, то оригиналы покорили буквально всех, в том числе взрослых. Красочными иллюстрациями. Секция детских книг от ведущих парижских издательств – пожалуй, самая посещаемая на ярмарке Non/fiction.
В Центральный дом художника в эти дни попасть было не просто, очередь растягивалась метров на 300. Ее готовы были отстоять, несмотря на мороз, ради живых французских писателей, фильмов Годара, кулинарных мастер-классов, антикварных книг и виниловых пластинок.