Соблюдение требований безопасности остается проблемой московских маршрутных такси. Для улучшения ситуации с нового года власти ввели запрет на работу иностранцев, которые славятся излишне раскованным поведением за рулем, но маршрутка и ныне там.

Соблюдение требований безопасности остается проблемой московских маршрутных такси. Для улучшения ситуации с нового года власти ввели запрет на работу иностранцев, которые славятся излишне раскованным поведением за рулем, но маршрутка и ныне там.

Забота о безопасности, как утверждают столичные чиновники, – вот чем продиктовано желание посадить за руль маршруток исключительно россиян. Но разительных перемен пока не видно. Те же беседы за рулем по телефону, расчет на ходу, о наличии же или отсутствии российского паспорта можно судить только предположительно. Даже образцово-показательный водитель, выделенный для общения с прессой, как-то не очень уверен: "У нас в основном все россияне работают. Даже скорее не в основном, а все".

Залетной маршрутки здесь, на Петровско-Разумовской, не встретишь. Оживленный транспортный узел – лакомый кусок пассажирского пирога, и крупные перевозчики чужих сюда не пускают. Другое дело – улицы. Они общие, но часто и их пытаются поделить:

- Я хотель остановить просто, а он удариль меня сзади, и все
- А кто виноват?
- Вот он.

Бросить машину к протянутой руке – это рефлекс, и в борьбе за пассажира победил водитель "ГАЗели". Правда, тут же в него врезался "Мерседес" – на скользкой дороге он просто не смог резко остановиться. Водитель Абдурахимов показывает права – какие есть. В техпаспорте "ГАЗели" указано, что хозяин – частное лицо. "Я к нему даже не подходил! Что мне к нему подходить, если я виноватый – я въехал в зад. Он позвонил своему диспетчеру, те захотели, чтобы мы договорились и разошлись", – говорит водитель маршрутного такси Эдуард Торопчин.

Какой у водителя паспорт – не так важно, считают эксперты. Главное – чтобы все было оформлено в соответствии с действующим законом. Но вот вопрос: получается, что гостю из-за рубежа работать в Мосгострансе разрешается, а у коммерческих перевозчиков хотят запретить – им новые заявки на привлечение иностранной рабочей силы на 2010 уже не согласовывают.

"Если считать, что водители-иностранцы работают плохо, то становится совершенно непонятно, как их принимают на работу в государственную структуру – Мосгортранс. И мы будем подавать заявления в Антимонопольный комитет, а если понадобится – то и в суд", – предупреждает Юрий Свешников, исполнительный директор Московского транспортного союза.

И, конечно, можно предположить, на чьи плечи в конечном итоге ляжет оплата новшеств. "Гастарбайтеры работают за копейки, а российскому водителю потребуется заплатить гораздо большую сумму, чтобы его заинтересовать", – отмечает Виктор Травин, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев.

Никаких нормативных актов на эту тему пока нет. Речь идет только о горячем желании чиновников видеть за рулем маршруток сплошь россиян. Хотя не менее, а может быть, более важно техническое состояние машины и медосмотр водителя, не превращающийся в формальность, и отказ от загонной системы оплаты труда, сегодня зависящей от количества накрученных на маршруте кругов.

С боем курантов в новогоднюю ночь маршрутки не преобразились сказочным образом, а у всех водителей по мановению волшебной палочки не появились российские паспорта. Все осталось, как было. Оценивать безопасность автомобиля и решать, ехать или нет, предлагается самому пассажиру.