Отправляясь в театр на спектакль, почему-то меньше всего ждешь встретить и здесь продукт-плейсмент, - привычные уже в кино рекламные трюки, когда герои суют в экран и крупно демонстрируют модель своего автомобиля или мобильного, - все это проникает все глубже в нашу жизнь. О театре и чипсах узнал больше культурный обозреватель радио "Вести ФМ" Григорий Заславский.

Метра на два в высоту и на полтора примерно в ширину на сцене Театра имени Станиславского развернул "плечи" пакет чипсов. Надпись знакомая, ее в телевизионной рекламе часто показывают. И первые минут пятнадцать название этих чипсов повторяют, если не через каждое слово, так через пять-десять. В Театре Станиславского играют премьеру Братьев Пресняковых "Семь дней до потопа". А зритель к этому не готов!

Собираясь в театр, ждешь встречи с искусством, как-то привыкли уже, что кино - это бизнес, а театр, наверное, тоже для кого-то бизнес, но больше все-таки искусство. Там бархат, ложи, гардероб, занавес. Недаром же Щепкин, великий русский актер, лет полтораста тому назад говорил: "Священнодействуй или уходи вон!"

Вышел я из театра, стал думать: мог ли театр, когда они брали только и начинали репетировать эту пьесу, попросить у компании, которая делает эти чипсы, денег за рекламу, вернее, за то, что в кино уже давно называется продукт-плейсмент? Наверное, могли. Взяли - а зрителей не предупредили!

С другой стороны, думаю я, компания, которая чипсы производит, вполне могла на это предложение ответить отказом, - ведь по сюжету героя сперва буквально заставляют купить пачку чипсов то ли с зеленью, то ли со вкусом бекона, в ней он находит приз, - это настоящая яхта, а потом домой к герою приходят представители компании и признаются, что яхты у них нет, но если герой подаст в суд, то только деньги потеряет, поскольку юристы у чипсов - умелые.

Какая же это реклама? - С точки зрения тех, кто делает чипсы, это наоборот, сплошной ущерб и оскорбление корпоративной политики или чего еще, не знаю, как у них это правильно называется.

И все-таки: когда тебе на протяжении спектакля раз сто или даже не сто, а пятьдесят буквально вдалбливают название чипсов или чего угодно другого, это мешает воспринимать искусство и верить в его чистоту. Осадок остается.
Премьера в Станиславского, кстати, не единственный и не первый такой случай. На мои жалобы знакомая тут же вспомнила, как водила ребенка на нового антрепризного "Карлсона", и там, отвлекшись от шведского, но такого популярного у нас сюжета, один из героев вдруг стал кормить всех на сцене витаминами, конкретными, как и нынешние чипсы, и приговаривая: только с ними и вылечишься.

В такие минуты, конечно, чувствуешь себя немного обманутым. Все-таки у каждой игры свои правила. Когда включаешь телевизор, ты уже знаешь, что за бесплатное кино или футбол ты в нагрузку получаешь информацию о пиве и дезодорантах, а когда идешь в театр и платишь за билет полторы тысячи, ты надеешься на чистое искусство, может хорошее, может быть, и не очень, но свободное от рекламных пауз. Или тогда бесплатно. Тогда ладно, хвалите свои чипсы и рассказывайте про витамины.