Тема:

Коллапс в аэропортах 10 лет назад

Авиакомпании ждет расплата за безразличие

Всего в терминалах аэропорта ожидают вылета свыше семи тысяч человек

Всего в терминалах аэропорта ожидают вылета свыше семи тысяч человек
фото ИТАР-ТАСС

Авиакомпаниям грозят внушительные иски за проблемы, с которыми столкнулись пассажиры в аэропортах Москвы. Сумма претензий сейчас уточняется, но юристы считают, что она может быть серьезной. Среди пострадавших - тысячи людей, которые понесли значительные убытки. Авиакомпании пытаются объяснить все форс-мажорной ситуацией, однако многие пассажиры не намерены прощать безразличие перевозчиков, которые бросили их в аэропорту на произвол судьбы. Адвокаты уже готовят документы для подачи в суд. Кто заплатит за ледяной дождь - выяснял корреспондент"Вести ФМ" Николай Осипов.

Испытание аэропортом стоит денег. Пассажиры, которые прошли через кошмар последних дней, могут требовать компенсаций. Юристы уже собирают документы для передачи их в суд. Глава Общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Михаил Аншаков рассказал, что первые жалобы приняты их специалистами:

"Мы планируем после Нового года подать несколько индивидуальных исков и, возможно, подадим иск от неопределенного круга потребителей, поскольку налицо массовые нарушения прав".

Ответственность за пассажиров главным образом несут авиакомпании, и потому именно им и будут адресованы претензии людей, которые провели по двое-трое суток в аэропортах Москвы и многие из которых продолжают там оставаться. Судебных скандалов можно было бы избежать, если бы перевозчики не вели себя, как обычно. Воду и питание начали раздавать прямо в залах аэропорта лишь после того, как о кошмаре, который царит в залах ожидания, заговорили в теле- и радиоэфире, Интернете и газетах. До этого людей просто бросили на произвол судьбы, а вместо положенного питания прислали милицию, чтобы есть не просили:

"Не то что не кормили, они вызвали ОМОН, чтобы мы недовольство не выражали. Куда это годится? Одно маленькое пирожное - 250 рублей, и все, есть нечего..."

Представители авиакомпаний и аэропортов отрицают, что питание в кафе подорожало, а людьми никто не занимался. Но ситуация говорит сама за себя. Люди за день тратили несколько тысяч рублей на то, чтобы насытиться парой сэндвичей с кофе, а потом уснуть на багажной ленте. И все это вместо номера в гостинице, который положен при 6-часовом опоздании днем или 8-часовом ночью, горячей еды при задержке на 4 часа и воде, если рейс отложен минимум на 2 часа. Это даже не вспоминая о двух телефонных звонках за счет авиакомпании, на которые человек имеет право, и о самом простом - праве на информацию. Оповещения людей вообще не было. Они слонялись по залам ожидания, пытаясь найти нужных представителей, но сотрудники авиакомпаний просто исчезали. Причем это было не только в обесточенном Домодедове, где ситуация была действительно сложная, но и в Шереметьеве, где пассажиры "Аэрофлота" были на грани бунта после двух ночевок в окружении багажных тележек. Теперь главное -задокументировать каждый потраченный рубль, разъясняет Михаил Аншаков:

"Он может пообедать в любом ресторане, кафе, которые есть в аэропорту, но надо сохранить все чеки, также сохранить чеки на такси, на телефонные звонки, если он их сделал, а авиакомпания не предоставила бесплатную возможность. В общем, документировать все расходы вплоть до посещения платного туалета. По нашим сведениям, в аэропортах предприниматели резко взвинтили цены: бутылку воды продают за 500 рублей. Все документировать, даже если повышенные цены".

В аэропортах долгое время не подтверждали информацию о завышении цен на питание и услуги такси, но истории пассажиров говорили об обратном. За поездку в Москву таксисты требовали до 10 тысяч рублей, бутылка воды в барах могла стоить несколько сотен рублей. Пресс-секретарь Шереметьева Роман Генис в нашем эфире сказал, что продавцов, которые наживались на людях, будут вычислять поименно:

"По-человечески, если это так, то с этим баром надо разбираться. Безусловно, в любой ситуации находятся люди, которые пытаются делать деньги на трудностях людей, поэтому если эта информация верна, поверьте, мы разберемся с этим барменом".

По примерным оценкам юристов, общая сумма исков может исчисляться сотнями миллионов рублей. Авиакомпании, конечно, постараются избежать ответственности, хотя и так российские перевозчики не особенно боятся опаздывать с вылетами. Ведь в России компенсация морального вреда в таких случаях смехотворна - 25 рублей за каждый час опоздания. Но сейчас представители компаний уже намекают на то, что погодные условия были слишком внезапны и сокрушительны, а, к примеру, расписание "Аэрофлота" обрушилось из-за провала в поставках реагентов из Германии, которыми омывают самолеты. Впрочем, адвокаты считают, что пассажиру до этих проблем нет дела. Если дело не связано с форс-мажором, придется платить за все:

"Компенсацию получить через суд несложно. Судебная практика положительна: в России подавляющее большинство исков потребителей решаются в пользу потребителей. Все законные основания здесь есть. Отговорки, что это некое стихийное бедствие или форс-мажор, суд во внимание не примет, так как зима в России стихийным бедствием не является".

Труднее всего придется пассажирам, которые понесли убытки из-за пропавшей путевки на отдых. Оплаченные ночи в отелях пока никто возмещать не собирается. Страховка от невыезда в данном случае не работает, она касается лишь случаев по болезни или отказе в выдаче визы. Комментарии, которые мы получили в одном из турагентств, сводятся к тому, что возврат денег - это целиком добрая воля владельца отеля:

"Они имеют право как потребитель написать заявление и попросить возврат денег, дальше мы будем писать нашим партнерам за границу и, если гостиница деньги вернет, мы тоже будем возвращать. Все зависит то ситуации".

Сопутствующий ущерб будет возмещать сложнее, но и это не так безнадежно, говорят адвокаты, которые не просто начали прием жалоб от пассажиров, но и лично приступили к объезду аэропортов, чтобы встретиться с пострадавшими. Правда, чтобы получить компенсации за пропавший отдых, понадобится собирать дополнительные документы от турагентства, туроператора, принимающей стороны за рубежом о сумме расходов, о том, что они отказываются возмещать ущерб, и тогда претензии переадресуют авиакомпаниям. А количество жалобщиков тем временем все растет, судя по сообщения пресс-секретаря аэропорта Шереметьева Романа Гениса:

"То, что касается "Аэрофлота", то задерживается на данный момент отправление 34 рейсов этой авиакомпании. Надеемся, что "Аэрофлот" наверстает упущенное".

Залы ожидания в аэропортах столицы пополняются новыми пассажирами, рейсы которых отложены. И чем ближе к Новому году, тем больше людей. Они планировали свой отдых и уже оплатили его, но авиаперевозчики, спасовавшие перед непогодой, могут существенно изменить их планы на ближайшие дни.