Ветеран телевидения Жанна Фомина отмечает юбилей

Одна из основоположниц отечественного телевидения отмечает юбилей. Зрители не знают её в лицо, но именно благодаря ей, телевидение во всем его многообразии пришло в самые дальние уголки России. И многих – теперь уже признанных – звезд экрана открыла именно она.

Одна из основоположниц отечественного телевидения отмечает юбилей. Зрители не знают её в лицо, но именно благодаря ей, телевидение во всем его многообразии пришло в самые дальние уголки России. И многих – теперь уже признанных – звезд экрана открыла именно она. Жанна Петровна Фомина, которую за глаза коллеги называют "Железной Жанной", принимает поздравления с 80-летием, работает и делится своими драгоценными воспоминаниями.

Каждый день в 12:00 – она на работе. Даже в юбилеи, которые, впрочем, Жанна Петровна, конечно же, не любит. На вопрос о заслуженном отдыхе отвечает улыбкой. Тому, кто отдал всю жизнь таком большому и важному делу, как телевидение, сложно вдруг взять вот так и успокоиться.

А ведь она еще корреспонденткой прошагала весь Союз вдоль и поперек – от Игарки до Кушки. А потом и еще раз – когда уже в ранге главного редактора создавала поистине революционную систему вещания через спутники на всю страну. До сих пор считает это главным своим достижением.

"Мы ездили на Чукотку, организовывали там новые часовые пояса, так, чтобы программа шла каждые два часа, – рассказывает Жанна Фомина. – Сначала пять первых программ, пять вторых программ, образовательный канал, московский канал и ленинградский канал. И руководила я 13 программами Центрального телевидения".

Она вникала во все тонкости – от строительства антенн и передатчиков до литературной правки сценариев. Для телевидения такой универсализм всегда считался отметиной истинного призвания. Она создавала передачи "Документальный экран" и "Человек. Земля. Вселенная". При ней родилось "Очевидное-невероятное" и взошла телевизионная звезда Капицы-ученого, и еще много других, настоящих звезд, которых ждали и которым верили.

"Заново искали Сенкевича, потому что, так сказать, с "Клубом" был непорядок, – вспоминает Жанна Фомина. – "Кинопанорама" – ушел Каплер, пришлось искать ведущих, " В мире животных" – ушел Згуриди, который сделал нам великолепную шапку, пришлось искать Дроздова".

Именно Жанна Фомина ввела в профессиональный лексикон тогда еще непонятно слово "программирование". Это когда все передачи на всех каналах выстраиваются, прежде всего, под зрителя. Их удобно смотреть, и каждый точно знает – где и когда выходит его любимая передача. Благодаря недюжинным усилиям Фоминой и ее коллег, была информационно спасена Олимпиада-80, которой был объявлен общий капиталистический бойкот.

В общем, в 70-80-е во всеохватном советском Гостелерадио именно она отвечала за -теле-. "В машине у меня был телевизор, отвечала я за весь эфир, кроме программы "Время", – продолжает Жанна Фомина. – Лапин мог позвонить и в 12 часов ночи спросить: "Что это у вас там, милая, идет?"

А потом была работа в Праге. 10 лет на "Интервидении". Для советских телевизионщиков это был бесценный опыт работы во всепланетном прямом эфире. "Кусок трансляции шел, предположим, визита правительственного в Америку наших лидеров, – рассказывает Жанна Петровна. – Он не мог пройти из Америки прямо на Москву. Он доходил до Праги или до Женевы. Тут мы с Евровидением контактировали. И только после этого мы уже переходили на другой спутник. И это всё по секундам надо было измерять".

За долгую – в почти 60 лет – журналистскую и телевизионную карьеру она успела попробовать себя во многих амплуа. И в сегодняшний свой юбилей она сожалеет только об одном.

"Жалею, что пришла на телевидение через 10 лет после работы в печати, – признается Жанна Фомина. – Я бы хотела после университета сразу прийти на телевидение. Оно тогда только-только становилось на ноги, и можно было сделать очень многое".

Она до сих пор трудится – советником на канале "Культура". И с высоты своего опыта желает нынешнему телевидению больше культурных и просветительских передач.