"Мечта" в титане

Его уже не назовешь стальной птицей. Boeing Dreamliner-787 – самолет-мечта, в котором нет алюминия и стали, он больше чем наполовину сделан из композитных материалов и на 15% из российского титана. Рождаются титановые сплавы в неприметном уральском городке Верхняя Салда, на "ВСМПО-Ависма".

Его уже не назовешь стальной птицей. Boeing Dreamliner-787 – самолет-мечта, в нем нет традиционных алюминия и стали, он больше чем наполовину сделан из передовых композитных материалов и на 15% из титана. Российского титана. Полсотни деталей этого самого современного пассажирского лайнера выпускаются в нашей стране.

"Очень большие штамповки идут на производство шасси. Основная балка шасси – таких балок на самолете две и на них ответственность за жизнь 250 пассажиров и пилотов – сделана в России, на "ВСМПО-Ависма". Без партнерства "Боинга" и госкорпорации "Ростехнологии" этот самолет бы не состоялся", – уверен президент "Боинг-Россия" Сергей Кравченко.

Президент "Боинг-Россия" Сергей Кравченко с гордостью говорит о сотрудничестве с "ВСМПО-Ависма" и корпорацией "Ростехнологии".

"Самая большая деталь, которая есть на этом самолете, сделанная из титана – это крыльевая хорда. Это та деталь, которая крепит композитное крыло к композитному фюзеляжу. Она сделана в "ВСМПО-Ависма", – подчеркивает Сергей Кравчекно.

В России – самое большое присутствие мировых партнеров "Боинга" и, что важнее, инженеров. Они проектировали значительную часть фюзеляжа и разрабатывали, налаживали производство титановых деталей – таких, которые не умеют делать нигде.

"Они очень интеллектуально насыщенные, они инновационны. Материалы, которые используются для этих деталей, разработаны российскими учеными, российскими металлургами. Многие годы мы работали с металлургами для разработки титана нового поколения", – признается президент "Боинг-Россия".

Рождаются титановые изделия в неприметном уральском городке Верхняя Салда на знаменитом по всему миру металлургическом предприятии. Сплавы титана, открытые одновременно в Соединенных Штатах и Советском Союзе в 1950-е годы, научились производить и обрабатывать с идеальным качеством только здесь, на "ВСМПО-Ависма".

Все начинается с титановой губки, здесь ее называют шихтой. Это – первичное сырье. Чтобы оно превратилось в стойки шасси "Дримлайнера", титан сначала проводит 16 часов в печи под пристальным взглядом плавильщика. "Крылатый металл" не должен иметь пустот. Даже микроскопическое нарушение может привести к авиакатастрофе.

"Даже процесс остывания слитка контролируется плавильщиком, потому что остывание у нас проходит на этом сплаве 3 часа в вакууме и час – в гелии", – делится подробностями технологического изготовления титановых авиадеталей плавильщик предприятия.

Затем штамповка и механическая обработка – титан очень прочный металл, не каждому станку поддается. Но уральские умельцы научились обрабатывать заготовки с точностью в треть толщины человеческого волоса. На выходе – готовые стойки шасси. Только здесь, на Урале, встречаются детали самолетов-конкурентов – Boeing-787 и Airbus A380.

"Это самый крупный в мире производитель титана и титановых изделий. Около 40% всего потребляемого титана у нас закупает Boeing, около 50% титана закупает Embraer, поэтому у нас очень большой и богатый опыт изготовления таких изделий из титана и титановых сплавов", – говорит генеральный директор госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов.

"Предъявляемые здесь требования к качеству продукции поражают. Для нашего нового лайнера Boeing-787 мы выбрали российский титан. По нашему мнению, это показатель его высокого качества", – ставит знак качества на российской продукции президент и генеральный менеджер подразделения "Боинг – Гражданские самолеты" Джеймс Албау.

Такой интерес к титану не случаен. Композитные детали, из которых теперь делают новые самолеты, не могу соседствовать со сталью и алюминием: как говорят специалисты, металл начинает корродировать. Поэтому легкий титан – единственный выход для авиастроителей.

"Он очень легкий, очень прочный и он абсолютно не корродирует, поэтому этот металл занял по праву место алюминия и стали. Более 20% веса этого самолета – это титановые изделия. И поэтому я абсолютно уверен, что "ВСМПО-Ависма" и корпорация "Ростехнологии" как мировые лидеры в области титановых аэрокосмических технологий, безусловно, через этот самолет вышли на прекрасную, широкую дорогу", – заглядывает в будущее Сергей Кравченко.

Пока "Дримлайнер" не прошел все испытания. Революционный самолет задерживается с выходом на рынок. Короткую остановку в России "787-й" совершил перед очередными тестовыми полетами в Японии, именно Страна Восходящего Солнца получит этот самолет первой.

"Погода была отличная. Я ни разу не приземлялся в Москве в хорошую погоду. Мы сделали здесь круг на небольшой высоте, заходили с востока, и я впервые увидел российскую деревню – спасибо погоде. Да, и российские диспетчеры отработали отлично", – говорит главный летчик-испытатель Boeing-787 Майкл Каррикер.

Майкл Каррикер – главный летчик-испытатель "Боинга" – учил летать эту гигантскую птицу. По сравнению с предшественниками у "Дримлайнера" совсем другая аэродинамика, совсем другая масса самолета и множество электронных систем – все так непривычно обычному пилоту. Задача Майкла была в том, чтобы летчик предыдущего Boeing-777, сев за штурвал "787-го", чувствовал себя в своей тарелке.

"Когда вы собираетесь взлетать, вы прилагаете к штурвалу одинаковое усилие в обоих самолетах. Когда вы приземляетесь, вы точно также тянете штурвал, чтобы поднять нос самолета. Эти панели тоже полностью идентичные, вот эти вверху – тоже. Если вы хотите включить посадочные огни, то вы сможете сделать это с закрытыми глазами", – отмечает сходство двух столь непохожих крылатых машин в эргономике и по кабине пилотов Майкл Каррикер.

Первого сентября первый серийный "самолет-мечта" совершил свой первый полет. Его выхода на авансцену пассажирских перевозок осталось ждать не долго. Так что, совсем скоро, купив билет на "Дримлайнер", можно будет с гордостью сказать: в лучшем самолете – лучшие российские детали.