Государство заглянет в электронные кошельки. Эфир программы "Скажите прямо"

Оборот электронных денег в Интернете, абсолютно не прозрачен. Денежные средства имитируются электронными системами, выпускаются некими частными организациями, которые в Интернете рисуют нули на виртуальных счетах и заставляют людей заносить реальные деньги в пункты ввода платежей.

Публикуем фрагменты беседы Анатолия Кузичева и Аскара Туганбаева с генеральным директором группы компании Web Creds Ильей Абудом, директором по развитию WebMoney Петром Дарахвелидзе и ведущим экспертом компании J'son & Partners Иваном Алексеевым в эфире радио "Вести ФМ". /Полностью беседу слушайте в аудиофайле/.


Электронные деньги – ни налогов, ни контроля

Туганбаев: Мы говорим о самом важном – о деньгах.

Кузичев: Я так понимаю, что электронные деньги тоже имеют какую-то ценность?

Туганбаев: В Интернете это огромный оборот. В Рунете оборот этих электронных денег гораздо больше, чем оборот электронной коммерции и рекламы.

Дарахвелидзе: Мы знаем, что из 150 млн жителей России 35 млн интернетчиков. И многие мамы, бабушки и дедушки как-то относятся к интернет-бизнесу. Они web-дизайнят своим внукам, играют в онлайн-игры, поэтому достаточно большое количество людей замкнуты на электронных деньгах. Просто других способов оплаты где-то нет, а где-то они очень неудобны.

Кузичев: А на электронные деньги можно купить что-то более осязаемое и полезное в хозяйстве?

Абуд: Практически все что угодно. Начиная от мобильных телефонов и заканчивая одеждой. Можно даже арендовать автомобили.

Туганбаев: Смотря какие деньги, Илья. А в чем разница между Web Creds и WebMoney?

Абуд: Разница в том, что Web Creds пользуются люди менее опытные. Пользователи WebMoney – это люди более профессиональные, которые уже давно в Интернете. Web Creds старается значительно упростить процедуру регистрации, процедуру проведения платежа и предоставить им какие-то возможности, которые очевидны.

Туганбаев: Этот огромный оборот электронных денег в Интернете, абсолютно не прозрачен. Денежные средства имитируются электронными системами, выпускаются некими частными организациями, созданными группой товарищей, которые в Интернете рисуют нули на виртуальных счетах и заставляют людей заносить реальные деньги в пункты ввода платежей. И фактически ваши реальные деньги превращаются в виртуальные цифровые счета. И при этом для государства эта ситуация абсолютно не прозрачная – здесь ни налогов, ни контроля.

Кузичев: А обратный процесс? Обналичить можно?

Туганбаев: Конечно. Обналичить можно по всей стране в пунктах приема платежей. Но гораздо больше денег остается в системе, то есть ваши реальные деньги превращаются в виртуальные деньги – в онлайн-играх, в казино, в лотереях. Все они принимают платежи от WebMoney с удовольствием.

Абуд: Когда начинается этот бизнес, то собирается группа очень серьезных юристов, находится надежный банк, который поддерживает любую подобную систему. Все деньги обеспечены либо обязательствами контрагентов, которые их собирают, либо банковскими гарантиями, либо другими финансовыми инструментами, которые существуют в рамках правового поля России.

Дарахвелидзе: Все дело в том, какие требования предъявляет государство, как устроена система хранения этих обязательств. В Европе эти требования регулируются специальной директивой по электронным играм, зато в Америке они вообще не регулируются.

 

Виртуальная взятка не пройдет

Кузичев: У нас есть звонок. Алексей, здравствуйте.

Алексей: Здравствуйте. У меня вот какой вопрос по поводу WebMoney и подобных денег. Могут ли взятки носить не в конверте, а через эти мобильные "кошельки"?

Дарахвелидзе: Даже не очень продвинутые чиновники понимают, что история транзакции по всем кошелькам остается в любой системе, остается навсегда и может быть выдана по любому уголовному делу. А когда вы даете наличными – у вас не остается ничего, кроме бумажек с портретами русских городов.

Кузичев: Просто чисто технически, абстрактно: можно ли завести электронный кошелек, назвавшись Петром Дарахвелидзе?

Дарахвелидзе: Политика многих платежных систем такая, что открыть акаунт и совершить платеж вы можете не вставая с дивана, а вот вывести оттуда деньги – только предъявив паспорт, как это делается и в банках.

 

Вернуть потерянные деньги реально

Кузичев: С нами на прямо связи генеральный директор Yandex.деньги Евгения Завалишина.

Туганбаев: Мы обсуждаем законопроект, который будет регулировать электронные деньги. Есть версия от банковской среды, есть версия от электронных платежей. Участвуете ли вы в этих процессах, и какая ваша позиция по поводу легализации контроля государственных электронных денег?

Евгения: Мы, конечно, в этом процессе активно участвуем. И последние несколько лет мы добиваемся, чтобы понятие электронные деньги ввели в наше законодательство.

Туганбаев: Если у человека в Yandex.деньгах зависли деньги, и он забыл платежный пароль, а акаунт анонимный, просто привязанный к почте, существует ли процедура восстановления контроля над этим акаунтом?

Евгения: Да, такая процедура существует.

Туганбаев: Как человек может доказать, что это его почтовый ящик, если он регистрировался анонимно?

Евгения: Во-первых, у нас все равно существуют данные о том, как именно он заводил "кошелек". А, во-вторых, он может предоставить некоторую дополнительную информацию, что он делал с этим кошельком. Конечно, косвенным образом мы можем восстановить, но при этом понимаем, что это риск.

Кузичев: А законодательно эта процедура как-нибудь отрегулирована?

Евгения: Процедура восстановления доступа к деньгам, когда счет заведен анонимно, нет, конечно, ее нет.

 

Либо принимаете условия договора, либо нет

Кузичев: К нам дозвонился юрист. Тимур, здравствуйте.

Тимур: Добрый вечер.

Кузичев: Меня только одно волнует – публичная оферта – когда я ставлю галочку в сети. Это та же самая галочка, что я бы поставил на бумаге?

Тимур: В принципе, да. Публичная оферта  отличается от обычной оферты тем, что она обращена к неограниченному кругу лиц. И, как правило, за публичной офертой следует договор присоединения, как в нашем конкретном случае. То есть вы не вырабатываете сами условия договора, вы либо их принимаете, либо нет. Другого не дано.

Полностью беседу слушайте в аудиофайле