Тема:

"Живой щит" на МКАД 13 лет назад

Из всех пострадавших от рук ГИБДД выстраивается "живая крепость"

В Государственной Думе взяли на контроль расследование инцидента с использованием сотрудниками ГИБДД частных автомобилей в качестве "живого щита" при попытке остановить машину преступников
"Живые щиты" на столичных дорогах, как выясняется, явление не редкое. После мартовской истории на МКАД, автомобилисты вспомнили сразу несколько похожих случаев. С помощью машин гражданских лиц милиционеры не раз пытались задержать бандитов.

Продолжается расследование истории с "живым щитом". В начале марта сотрудники ДПС в погоне за барсеточниками устроили на кольцевой автодороге заграждение из частных машин. Накануне комитет Госдумы по транспорту провёл расширенное заседание с участием главы ГИБДД Москвы Сергеем Казанцевым, который отчитался о действиях своих подчиненных. Позже Сергей Казанцев вручил благодарственные грамоты владельцам машин. Один из участников так называемого "живого щита" Станислав Сутягин отказался на церемонии пожать руку главе управления московского ГИБДД и получить грамоту. По его словам, выбора у него не было, ослушаться дорожных инспекторов он не мог, а значит, о подвиге и сознательном решении помочь милиции речь тоже идти не должна. Но как выясняется, происшествие на МКАД было вовсе не первым таким случаем. Подробности у корреспондента радио "Вести ФМ" Анны Семкиной.

Услышав об истории на МКАД, автомобилист Владимир Ионочкин почувствовал эффект дежавю. Год назад в июле он с женой возвращался из аэропорта Шереметьево. В районе 92-ого километра МКАД, почти на том самом месте, где 5 марта произошел инцидент со Станиславом Сутягиным, Владимира также остановили. Инспектор попросил передвинуть машину в крайне левый ряд, вплотную к отбойнику. Через 15 минут в пробке на дороге уже томились по 7-10 машин в каждом ряду.

"Кричали, чтобы оставались в машинах и не высовывались. Мы продолжали сидеть, потом почувствовали удар в заднюю часть машины, потом еще один. Я обернулся и увидел темную иномарку. То есть он пытался проехать между нами и отбойником, скрежет такой был!", - вспоминает Ионочкин.

Прорвав заграждение, иномарка ударила по газам, а милиционеры открыли огонь из автомата и бросились в погоню. Как потом выяснилось, ДПС преследовали пьяного нарушителя несколько часов. На 92-ом километре МКАД терпение инспекторов лопнуло, они остановили поток и соорудили из гражданских машин баррикаду. Никакого ущерба никто пострадавшим так и не возместил. Поврежденную подвеску и заднее колесо Владимир Ионочкин отремонтировал по каско. Его жене после стресса пришлось обращаться к психологу. Придя в себя, Ионочкины наняли адвоката. Но если операция ДПС напоминала голливудский боевик, то последующие события больше походили на абсурдисткую трагикомедию, удивляется адвокат семьи Юрий Парфенюк.

"Сотрудники ДПС этого первого спецполка провели служебное расследование, приняли решение, что действия сотрудников были законными и обоснованными. Сам Ионочкин обращался с заявлением на имя начальника ГУВД с требованием наказать виновных, но пришел ответ – "Проведена проверка, в действиях сотрудников нарушения закона не усмотрено", - рассказывает Парфенюк.

Через несколько дней по тому же самому месту проезжал сын Владимира Александр. И снова - патруль ДПС, остановка движения по всем полосам и странные команды не покидать машины.

"Ни с того ни с сего стали машины останавливать. Я сотруднику сказал: "Опять выстраиваете?" Ничего не ответил, меня пропустил, а остальных оставил", - вспоминает Александр.

Едва не стал "живым щитом" и москвич Вадим. В прошлом году его остановили на выезде из Лефортовского тоннеля в сторону Нижегородской улицы. Без объяснений забрали документы и приказали стоять и не выходить из машины. Следом инспекторы остановили еще несколько машин и поставили в ряд так плотно, что выйти никто не смог бы, даже если захотел.

"Тут неожиданно вспомнил, что такой случай уже был в Белоруссии. Повернулся к другу и говорю: "Нас ''живым щитом" сделали". В этот момент мы увидели, что со стороны Лефортовского тоннеля едет черный "Мерседес". Водила "Мерседеса" увидел стоящие машины и остановился. Сотрудник ДПС отдал нам документы и ничего не объяснил. А если бы "Мерседес" тогда не остановился?", - рассказывает Вадим.

Через своих знакомых Вадим узнал, что в тот день ГИБДД действительно ловила в туннеле тот самый "Мерседес". Вероятность стать "живым щитом" в Москве велика, уверяет председатель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. Последний инцидент на МКАД - всего лишь один из немногих.


"Полтора года назад был такой случай на Дмитровке, на Каширке. То есть такие случаи повторяются с завидным постоянством. Просто в этот раз общественный резонанс достиг апогея. Может, теперь что-то изменится и сотрудники ГИБДД больше не будут повторять ошибки. Но, как они говорят, у них есть устный приказ именно так действовать", - поясняет Канаев.

Об официальной реакции ГУВД уже известно. Милицейское начальство в один голос осудило частную инициативу сотрудников первого спецполка ДПС, его командир освобожден от должности, а глава столичной ГИБДД получил строгий выговор. Перед водителями извинились, пообещали вручить грамоты и возместить ущерб. Ну а всем остальным пострадавшим, кто уже починил за свой счет машины, остается только порадоваться за коллег.

Читайте также по теме:

Пострадавшим в "живом щите" предлагают нестандартную компенсацию

"Живой щит" подогрела блогосфера и СМИ

Кучерена: участники "живого щита" добьются компенсации в суде