Неожиданно выяснилось, что у нас со Швейцарией в автомобильной сфере есть кое-что общее. И у них, и у нас большие трудности с автомобильными музеями. Правда, пришли мы к этой общности совсем разными путями.
Мы в Советском Союзе слишком долго не могли обзавестись автомобильной культурой и норовили доносить до дыр любую машину, поэтому никак не могли понять, зачем нужен автомобильный музей, если на машине еще можно ездить. Ведь не случайно в советское время по дорогам ползали всякие "Эмки", довоенные БМВ и недобитые "Виллисы", приспособленные под домашнее хозяйство. Единственную сохранившуюся машину НАМИ-1, выпускавшуюся с 1927 по 1930 год и сделанную в количестве 366 единиц, поймали в глубинке в конце 60-х, где она все еще верно служила хозяину, натужно таская пассажиров. В итоге мы кое-как собрали автомобильную коллекцию в Политехническом музее и десятилетия считали, что этого достаточно. Зато в наши дни мы с количеством автомузеев пытаемся повторить достижение начала Перестройки, когда установили абсолютный мировой рекорд по количеству бирж, официально создав их более шестисот. На сегодня у нас даже частная коллекция из нескольких убитых Москвичей считает себя автомобильным музеем.
Швейцария шла по иному пути. В отличие от нас, она очень хорошо разбиралась в ценности автомобилей, во все времена блистала автомобильной культурой, коллекционировала и берегла машины, никак не решаясь на создание музея. То есть им всегда было чем блеснуть, что показать и чем похвастаться, но собрать все сразу в одном месте руки не доходили. И вот несколько лет тому назад в Женеве был создан автомобильный музей. Особого интереса он не вызвал и посещаемым местом не стал. Дело в том, что в Европе вообще и в Швейцарии в частности очень популярны тихие автопробеги старинных автомобилей. В хорошую погоду они случаются почти каждые выходные и праздничным балаганом путешествуют по стране. Поэтому вместо того, чтобы раз в год собраться семьей и поехать в Женеву в музей, проще дождаться, когда музей сам приедет к тебе в город. При этом в музее ни потрогать машину, ни поговорить с ее хозяином не дадут. А во время ретро-пробега все и всё открыто, общайся хоть до темноты, фотографируй каждую деталь в отдельности и залазь хоть в выхлопную трубу.
И вот пришло известие, что женевский музей обанкротился и будет выставлен на продажу. Наши глубоко "профессиональные" журналисты тут же огорчились, что дорогие машины пойдут с молотка и Швейцария останется без музея. На самом деле музея как такового никогда и не было. Это был двухэтажный гараж под выставочным залом знаменитого "Палэкспо", где миллионеры хранили собственные раритеты. То есть музею не принадлежало ни одной машины, все они были частными, и теперь просто разъедутся по домам и, как и прежде, станут появляться на публике в живом виде на улицах. И в этом смысле мы обогнали Швейцарию. У них теперь нет ни одного автомобильного музея, а у нас их по десятку под каждым кустом.
"Автовести" с Сергеем Асланяном на радио "Вести ФМ"

















































































