У Франции нет денег на музей полка "Нормандия-Неман"

Во Франции решается судьба музея авиационного полка "Нормандия-Неман". В годы Великой Отечественной войны французские лётчики воевали на стороне СССР. История полка – один из ярких примеров советско-французской военной истории. Чтобы сохранить её, не хватает денег.

Во Франции решается судьба музея авиационного полка "Нормандия-Неман". В годы Великой Отечественной войны французские лётчики воевали на стороне СССР. История полка – один из ярких примеров советско-французской военной истории. Чтобы сохранить её, не хватает денег.

Мэра городка Лез-Андели можно понять: нет денег. Какие тут еще комментарии? Закрываем и все. Население 9 тысяч человек, перспектив нет. А музей надо топить, освещать, платить зарплату сотрудникам. И не сказать, что про память войны здесь забыли. Ухоженная могила героя, школа имени героя, улица. Правда, как его зовут и что такое "Нормандия Неман", дети, которые играют в футбол перед музеем, уже не знают.

- Кто выиграл Вторую мировую войну? – спрашиваем у детей.
- Конечно, Франция! – отвечает один.
- Франция!!! – поддакивает другой.
- Нет, вместе с Германией. Ты не знаешь историю! – заявляет третий.

У этого музея была душа, считает администратор музея Андрэ Боманн. Возможно, сегодня у него последняя экскурсия. Он показывает нам свою любимую комнату, посвященную Марселю Лефевру, который родился в Лез-Андели, но настоящим героем Советского Союза стал в небе над Кенигсбергом и Витебском в составе знаменитой эскадрильи "Нормандия Неман".

"Когда он улетел воевать в Советский Союз, действующий французский режим – правительство Виши – приговорил его к смерти. Приказ висел на двери его родительского дома", – рассказывает Андрэ Боманн.

В первый состав входили 58 человек, под Иваново эскадрилья высадилась в горячем 1943 году. Сотни боевых вылетов. Французы тяжело привыкали к немецкой тактике, рисковали, побеждали. Не вернулись 42 человека.

У каждого французского летчика на земле был русский напарник. "Нормандия-Неман" летала на "Як". Было совершено 5200 вылетов, проведены сотни боев, сбиты сотни фашистских самолетов. В июне 1945 года легендарной эскадрилье разрешили вернуться во Францию на своих боевых машинах.

"Кончал работать иногда в два часа ночи, иногда всю ночь работал. Ведь если прострелили бензобак, надо все заменить. И вот лежишь крутишь, крутишь", – вспоминает Александр Никитин, ветеран Великой Отечественной войны, бывший техник "Нормандии-Неман".

Режиссер документального фильма "Нормандия-Неман" Радик Кудояров разыскал ветеранов эскадрильи. Их вещи хранятся в музее в Лез-Андели. О том, что нет денег, он слышал еще год назад. Отправил письмо президенту Франции Николя Саркози и был уверен, что его услышали. Ответ пришел через две недели.

"Я получил ответ от шефа кабинета президента французской республики с заверениями, что они взяли все под контроль, что передали в соответствующую инстанцию, что будут информировать о происходящем. Но, к сожалению, пока мы больше ничего не получили. С прошлой осени пока тишина", – говорит Радик Кудояров.

Коллекция не умрет. В музее в Ле-Бурже уже подыскивают место для павильона. Но возьмут не все экспонаты. Не все кажутся современными, интересными. Но это единственный выход. Найти 20 тысяч евро в год – невыполнимая задача для целого государства.