Тема:

Юбилей Горбачева 13 лет назад

Главный архитектор перестройки отмечает юбилей

2 марта отмечает свое 80-летие первый и последний президент Советского Союза Михаил Горбачев - политик, вставший между прошлым и будущим России. Его имя ассоциируется со словами "перестройка", "ускорение", "гласность" - лозунги последних дней советской власти.

2 марта отмечает свое 80-летие первый и последний президент Советского Союза Михаил Горбачев. Политик, вставший посередине между прошлым и будущим России. Его имя ассоциируется со словами "перестройка", "ускорение", "гласность" - лозунги последних дней советской власти. До сих пор этот период в истории страны вызывает неоднозначные и порой крайне полярные мнения. Сам Горбачев неоднократно пытался вернуться в политику, но перестройка и развал Союза так и остались самыми яркими моментами в его карьере. О президенте исчезнувшего государства - материал корреспондента "Вестей ФМ" Николая Осипова.

Карьера, о которой мог только мечтать советский человек: выходец из крестьянской семьи, комбайнер из Ставрополья, принятый в МГУ без экзаменов за трудовые успехи уже в 21 год, стал членом КПСС, а далее - стремительный взлет по партийной линии: первый секретарь крайкома ВЛКСМ, горкома КПСС, крайкома КПСС, а затем и членство в ЦК и даже допуск в состав заграничных делегаций. К 40 годам его жизнь складывалась как нельзя более удачно.

Горбачёв: В завершающем году пятилетки предстоит не только выполнить, но и перевыполнть плановые задания и социалистические обязательства с тем, чтобы иметь надежный задел для роста сельскохозяйственного производства в одиннадцатом пятилетии.

Это уже 1980 год. Михаил Горбачев переведен в Москву, правда, во многом благодаря покровительству Юрия Андропова. О нем говорили как о перспективном человеке, склонном к новым идеям, хотя в выступлении слышны обычные трибунные штампы тех лет. Вряд ли в нем видели архитектора перестройки и уже тем более человека, с которым навсегда свяжут развал Советского Союза.

Горбачёв: Темпы развития нашей экономики надо поднять таким образом, чтобы ускорить движение всей страны.

Вершины его карьера достигла в 1985, когда Михаил Горбачев становится генсеком. Страна видит в нем молодого активного лидера, который вводит в обиход новые и непривычные слова – "перестройка", "ускорение", гласность. И что удивительно - спускается с партийной трибуны и выходит в народ. Импровизированное общение на улицах с простыми советскими людьми - это было что-то новое.

Горбачёв: Давайте двигать сильнее страну, экономику.

Никто еще не знает, чем закончатся все эти перемены. Горбачева и сейчас многие считают главным идеологом объявленных им реформ, хотя это не совсем так. Слово "перестройка" впервые прозвучало в Тольятти в 1986, куда Горбачев приехал в гости на автозавод. После этого в стране появилось ОАО "АвтоВАЗ". А прелюдия к этой перестройке началась еще в 1982, когда Юрий Андропов, вступив в должность генсека, вызвал к себе Николая Рыжкова, Михаила Горбачева и Владимира Долгих. Разговор шел о том, что прежняя экономическая система себя изжила, требуется что-то новое, сам Рыжков позднее признавался, что говорили о рынке уже тогда! Смерть Андропова, а затем краткое правление Черненко притормозили реформы, хотя концепция была готова, когда Михаил Горбачев пришел к власти. Экономическая и политическая системы подверглись стремительным, по тем временам, реформациям. Одна из самых скандальных в то время - антиалкогольная кампания, ее до сих пор многие не могут простить Горбачеву.

Горбачёв: Я вам говорю, что с 17 числа вводятся крутые меры по борьбе с пьянством.

Торцы домов того времени украшали огромные плакаты в пролетарском стиле - нарисованный рабочий и гордая надпись: "Перестройку начинай с себя". В СМИ вдруг появляется критика в адрес власти и даже партии. Небывалое сближение с Западом, переговоры с Рейганом, американцы больше нам не враги, вывод войск из Афганистана, объединение двух Германий. В СССР появляется настоящая "первая леди", супруга Раиса Максимовна, первая из жен советских лидеров ведет активную публичную работу, принимает зарубежных гостей, занимается благотворительностью, а в стране тем временем как грибы растут кооперативы, торгуют импортной бытовой электроникой, в школах пионерам разрешают не носить галстуки. Настоящая "свобода".

Все это сопровождается весьма неприятными событиями, которые со временем подрывают авторитет Горбачева и власти вообще: чернобыльская катастрофа, беспорядки, столкновения и жертвы в советских республиках, охваченных демонстрациями, Нагорный Карабах - межнациональные конфликты начинаются уже в тот период и вспыхивают повсеместно. А критики Горбачева традиционно добивают его показателями тех лет: с 1985 по 1991 золотой запас страны уменьшился с 2000 тонн до 200, его, как объясняли, "потратили на закупку продовольствия", которое, впрочем, скоро исчезло с прилавков. Талоны, дефицит, внешние долги государства, с которыми оно рассчитается только в следующем веке, провал экономики до отрицательных значений, валютный курс с 60 копеек упал до 90 рублей за доллар. Впрочем, сам Михаил Горбачев признавал эти ошибки, когда ещё был у власти в 1990.

Горбачёв: При таком мощном развороте перемен, да и, прямо скажем, неподготовленности к этому кадров общественного сознания мы, естественного, не успевали делать все так, как нужно.

Это фрагмент его выступления на президентской присяге, когда в Советском Союзе появился президент и перестал существовать генсек. Разумеется, смена названий не принесла ожидаемого счастья, но он сам искренне верил, что еще что-то можно изменить и даже пообещать народу, так он поздравлял страну с наступающим 1990 годом. Казалось, что новое десятилетие принесет нам это светлое будущее.

Горбачёв: Прошедший год стал годом окончания холодной войны, 90-е годы обещают стать самым плодотворным периодом в истории цивилизации.

Далее прозвучал гимн СССР, которому оставалось существовать недолго. Меньше чем через год правительство одобрит в качестве гимна "Патриотическую песню" Глинки, которая так и не приживется. Но страсть к переменам настолько охватила страну, что меняли буквально все: рубли на доллары, генсека на президента, лишь бы быстрее настала "другая жизнь". И она настала. Август 1991, ГКЧП, знаменитая пресс-конференция: вице-президент Геннадий Янаев поясняет журналистам, что с Горбачевым.

Янаев: Михаил Сергеевич Горбачев находится в полной безопасности, ему ничего не угрожает, единственное, надо определенное время, чтобы он просто восстановил свои силы. Ну, в таком режиме, дамы и господа, работать, в каком работал президент Горбачев все эти последние 6 лет, - организм изнашивается.

К тому моменту Михаил Горбачев уже находится в резиденции в Форосе. Не появляется на публике, никаких известий. Наконец, в телеэфир без комментариев попадает видеозапись плохого качества - в кадре подавленный президент Советского Союза, который все еще надеется что-то исправить.

Горбачёв: Уже начинают осуществляться меры, которые могут толкнуть наше общество, народ, страну в бездну, а нам сейчас нужно согласие.

Согласия он так и не добился, смирился с отставкой, хотя было видно, как это и тяжело ему дается. Позднее Михаил Сергеевич сам будет говорить о несбывшихся надеждах, раскаиваться в ошибках, а его будут обвинять и те, кто стоял за Советский Союз, и реформаторы нового времени. Он не вписался ни в одну из команд, хотя сам фактически привел Россию к этому новому пути. Почти через 20 лет он вновь заговорит о перестройке в настоящем времени, в одном из интервью посоветует Соединенным Штатам заняться собственной перестройкой. А еще он некоторое время пытался вернуться в политику и даже баллотировался в президенты, но безуспешно - его имя навсегда осталось в перестроечном времени. Все, что было потом, порой казалось со стороны даже унизительным. Как, например, его согласие сняться в зарубежной рекламе известной пиццы в 1997 году. Выглядело это так, будто появление пиццы в России - чуть ли не главное достижение Горбачева. Впрочем, были и поездки по миру, книги воспоминаний, общение с журналистами, которые и сейчас не оставляют его в покое. И даже съемки в кино - в 1993 году Михаил Горбачев сыграл самого себя в фильме немецкого режиссера Вима Вендерса "Так далеко, так близко". Его монолог из фильма и сейчас активно тиражируют в Интернете.

Горбачёв: Не знаю, лучше или хуже, что человек не знает своей судьбы, думаю, лучше, потому что он тогда всю жизнь ищет.

Возможно, участием в рекламе и кино он старался показаться проще, человечнее, ближе к людям, но многие по-прежнему смотрели на него как на бывшего генсека уже несуществующего государства. С новой стороны его увидели, когда случилась личная трагедия, умерла Раиса Максимовна. Сентябрь 1999 - возможно, именно в этот момент он стал для всех обычным человеком, который переживает потерю жены. Растерянность, потухший взгляд - эта смерть стала самым тяжким испытанием для Михаила Горбачева. О ней он вспоминает почти в каждом интервью, хотя журналисты, как правило, чаще интересуются политикой, не уставая спрашивать: что все-таки произошло со страной, что было там, в Форосе? Михаил Сергеевич всегда терпеливо рассказывал и продолжает рассказывать о тех днях, но каждый раз, когда он завершает рассказ, может показаться, что это еще не все, будто он что-то оставил при себе, что-то, о чем больше не хочет говорить последний президент Советского Союза.