В Москве открывается выставка, посвященная юбилею Григоровича

Читать Вести в MAX
Выставка, посвященная юбилею балетмейстера Юрия Григоровича, открывается в Москве. В экспозиции – фотографии, эскизы декораций и костюмов к его знаменитым спектаклям. Сам Григорович признался, что такого богатого архива нет даже у него дома.

Выставка, посвященная юбилею балетмейстера Юрия Григоровича, открывается в Москве. В экспозиции – фотографии, эскизы декораций и костюмов к его знаменитым спектаклям: "Каменный цветок", "Легенда о любви", "Ромео и Джульетта", "Щелкунчик", "Спартак". Сам Григорович признался, что такого богатого архива нет даже у него дома.

Рассмотреть фотографии ему не дают фотографы. Юрий Григорович шутит: снимков еще на одну выставку хватит.
Спартак, Щелкунчик, князь Игорь – страницы его танцевальной биографии. А с этих снимков начинается карьера балетмейстера – детский спектакль "Аистенок" в Ленинградском Доме культуры.

Сейчас, почти в 85, его день расписан по минутам: руководит Краснодарским театром балета и работает в Большом, куда вернулся 10 лет назад. С новой сцены на историческую он переносит свои легендарные спектакли.

"Тот период, о котором я говорил, самый трудный. Это не только параметры или размеры декораций. Это все и другой совершенно характер!" – говорит народный артист СССР Юрий Григорович.

Характер в его спектаклях чувствовался с самой первой крупной постановки. Когда в "Каменном цветке" в классическую хореографию он добавил элементы народного танца – его тут же окрестили "новатором".

"Он уходит от драмбалетов, существовавших на тот период и процветавших. Он сознательно делает танец основой любого балета, уходя от пантомимы", – утверждает куратор выставки Ирина Гамула.

В начале 60-х критики были уверены: именно Юрий Григорович выведет из творческого кризиса советскую хореографию сталинского образца. И он не побоялся неожиданных финалов. Например, Джульетта в его балете просыпается, когда Ромео еще жив.

За 30 лет пребывания во главе Большого театра Григорович развил и усложнил технику мужского танца, который до него зачастую сводился только к поддержкам. Именно "Спартак" долгие годы считался "визитной карточкой" Большого. Балет, открывший имена Мариса Лиепы и Владимира Васильева, сделал Юрия Григоровича лауреатом Ленинской премии.

"Уникальная ленинградская, вагановская школа, божий дар балетмейстера. Помимо знания классического танца он потрясающий режиссер", – говорит народная артистка СССР Светлана Адырхаева.

Талант Юрия Григоровича еще в "Аистенке" заметил художник Симон Вирсаладзе, оформивший почти все его балеты. На выставке "Архитектура пламени" – эскизы декораций и костюмов к "Легенде о любви", "Золотому веку", "Ивану Грозному".

"Как сказать, какой ваш любимый ребенок, как спрашивают маму? Ну, последний ребенок. Дело в том, что последнего ребенка я как раз и собираюсь восстановить в Большом театре. Это "Иван Грозный" Прокофьева", – рассказывает Григорович.

Балет, который Юрий Григорович поставил в 75-м, а через год повторил в парижской Гранд-Опера. И вот снова назначена дата премьеры – 8 ноября следующего года.