В Москве в Доме русского зарубежья, открылась большая международная конференция, посвященная Александру Солженицыну – "На пути к "Красному колесу". Поделиться размышлениями о личности и творчестве писателя собрались его биографы, исследователи, издатели и читатели.
Александр Исаевич Солженицын – один из самых читаемых писателей в мире. Его книги переведены на все основные языки нашей планеты. Сегодня в московском Доме русского зарубежья собрались около сотни исследователей его творчества из Европы, Азии и Америки, чтобы поговорить о феномене Солженицына – писателя, мыслителя и художника.
Конференция продлится три дня, в ее программе – 62 доклада и более 20 дискуссий. Многие из них обещают быть жаркими. В течение нескольких десятилетий писатель был часто неудобной раздражающей фигурой не только для советских, но и для многих западных интеллектуалов. Слишком непосильным оказался для них его жизненный принцип – "Жить не по лжи". Самого Александра Исаевича очень огорчало, когда критики говорили о нем только как о политическом противнике коммунизма, а не о художнике, болеющем за Россию.
"Он наступает на мозоли очень многих, он мыслит не штампами, и это тем более возмущает тех людей, которые просто повторяют то, что они слышали, не прочитав. Нужно не забывать, что он все-таки не публицист в первую очередь, а художник, поэтому его правильно было бы судить за его художественные произведения, а не за его статьи", – говорит профессор русской словесности Алексей Климов.
Больше всего докладов посвящено "Красному колесу" – грандиозному роману о русской революции. По собственному признанию писателя этот замысел "схватил" его в 18-летнем возрасте и не оставлял уже ни на фронте, ни в лагере, ни в ссылке.
В 1974 году Александр Солженицын был вновь арестован и насильно вывезен за границу. На Западе он в течение 20 лет, до своего возвращения на Родину, непрерывно работал над "Красным колесом", исследуя причины страшной катастрофы, потрясшей Россию в ХХ веке.
"Я многие годы страдал: ну за что такая несчастная судьба у России! Ну почему Россия попала в руки бандитов, которые делают с ней что хотят? Но прошли десятилетия, я смотрю – весь мир повторяет эту картину. И я понял: значит, вот это и есть узкие, страшно тяжкие врата, через которые мир должен пройти. Просто Россия прошла первая", – говорил он.
В Америке почти вся пресса ополчилась на него после знаменитой Гарвардской речи, в которой он неожиданно для многих подверг сокрушительной критике современное западное общество. Еще в 1978 году Солженицын скажет американской элите: "Ваше общество я не мог бы рекомендовать, как идеал для преобразования нашего. Когда вся жизнь пронизана отношениями юридическими, создается атмосфера душевной посредственности, омертвляющая лучшие взлеты человека".
"Он обладал потрясающей творческой силой, которая захватывала , покоряла души людей, провоцировала дискуссии в разных странах в разное время. Его биография и неординарная личность, редкая для любой эпохи, по-прежнему притягивает к себе как магнит и это потрясающе", – говорит исследователь творчества Солженицына Майкл Николсон.
По словам одного из участников конференции, о масштабах изменений, происходящих в России, можно было бы судить по тому, как поменялось в стране отношение к творчеству Солженицына. Сегодня его произведения изучают в школе, а всего лишь 30-40 лет назад за их чтение можно было угодить за решетку.












































































