Продолжается конкурс "Семь чудес России", который телеканал "Россия" проводит совместно с радио "Маяк", газетой "Известия" и порталом www.vesti.ru. Сегодня - номинант из Дальневосточного федерального округа, один из лидеров голосования - Владивостокская крепость. Голосовать можно не только в интернете на сайте www.ruschudo.ru, но и с помощью СМС. К примеру, число Владивостокской крепости - 7, его следует отправить на короткий номер 4565.

Полуденный пушечный залп - в любую погоду без праздников и выходных - это старинный ритуал морских крепостей, по которому можно сверять часы. 12 лет назад Безымянная батарея стала символом возрождения Владивостокской крепости - полузабытой, полузаброшенной, частично уничтоженной.

"Владивостокская крепость – непревзойденная! Никто в мире больше не повторил такое чудо военно-инженерной мысли. Наши фортификаторы, архитекторы, инженеры, артиллеристы настолько умно и мудро продумали эту крепость, что многие форты даже в настоящее время могут выдерживать атомные удары, бактериологическую и химическую войну!" - восхищается Наталья Полозова, председатель Приморского краевого отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, заслуженный работник культуры, создатель и руководитель музея "Владивостокская крепость".

Основателем крепости считается выдающийся военный инженер немецкого происхождения, впоследствии военный губернатор Приморской области, Павел Унтербергер. Его откомандировали в совсем еще недавно основанный военный пост, который по императорскому указу получил перспективный статус "главного порта Восточного океана".

Для того, чтобы Владивосток мог длительное время самостоятельно сдерживать натиск неприятельского флота, по настоянию Унтербергера на полуострове развернулось грандиозное строительство оборонительных сооружений. После десяти лет напряженных работ, 30 августа 1889 года, на флагштоке батареи, которая держала под обстрелом вход в главную городскую бухту Золотой Рог, был поднят кайзер-флаг - атрибут морской крепости. Строительство и модернизация укреплений не прекращались, бревна и земля постепенно заменялись бетоном, гладкоствольные орудия – нарезными. Постепенно вокруг Владивостока была возведена мощнейшая система обороны, которая защищала город с моря и суши.

"Сооружения возводились с большим запасом прочности, потому что рассчитывать на подкрепление в ближайшее время было трудно, расстояния очень большие. Проект был профинансирован на сумму в 98 миллионов рублей - по тем временам просто невероятная сумма. Работы велись вплоть до начала гражданской войны", - рассказывает Виталий Козько, комендант форта №7, экскурсовод информационно-методического центра при музее им. В.К.Арсеньева, член клуба "Владивостокская крепость", член Приморской краевой общественной историко-просветительской организации "Наследие".

В форме поручика корниловской артиллерийской бригады потомок одного из строителей этого форта сопровождает нас по казематам и подземным галереям. Форт цесаревича Алексея – второй и пока последний объект Владивостокской крепости, который стараниями энтузиастов превращен в музей. От него начинается линия обороны, возведенная уже в начале 20-го века. Такие укрепления венчают собой все господствующие высоты на северных подступах к Владивостоку. Слой бетона рассчитан на попадание 420-миллиметрового снаряда, подземные убежища имеют автономное электро- и водоснабжение.

"Весь оборонительный комплекс, запасы оружия и продовольствия, уже во время Первой мировой войны позволяли Владивостоку выдержать двухлетнюю осаду сухопутных и морских сил без помощи извне", - поясняет Владимир Калинин, действительный член Русского географического общества, член военно-исторического клуба "Владивостокская крепость", автор книги "Владивостокская крепость".

С уходом царской эпохи крепость еще долго использовалась военными – вплоть до 70-х годов прошлого столетия, когда обострились российско-китайские отношения после конфликта на острове Даманском. Сейчас лишь отдельные форты частично заняты военными связистами и силами ПВО из-за их удачного расположения на высоких сопках.

Время почти не отразилось на этих стенах, выполненных с высочайшим качеством строительных работ. Ста лет как будто и не было. Однако, оставшись без хозяина, крепость стала испытывать нашествия охотников за металлом и строительным камнем. Один из фортов пострадал от людей в погонах, в его помещениях решили утилизировать партию списанных боеприпасов и взорвали изнутри. Больше других страдают береговые артиллерийские укрепления: их уничтожает строительная техника в городе, которому уже некуда расти.