Многие российские обители озаряет сейчас свет благодатного огня, снизошедшего накануне Пасхи. Его частицу из Иерусалима в Москву привезли члены Фонда Андрея Первозванного, а затем из столицы он разошелся по всем епархиям. Святыню в этом году доставили даже на Северный полюс – на российскую арктическую станцию "Барнео", где впервые отслужили молебен и прошли Крестным ходом по льдине.
Благодатный огонь – в руках прославленного полярника, президента Ассоциации российских полярников Артура Чилингарова. А это значит одно – курс из Внуково только на север. Спецрейс. Необычный в пасхальную ночь радиообмен между летчиками и диспетчерами регулярных линий. Частица огня из Иерусалима – в особых светильниках. Их, на всякий случай, два, хоть конструкция сверхнадежная. Владимир Якунин, президент ОАО "Российские железные дороги", председатель Фонда Святого апостола Андрея Первозванного, горение поддерживал лично.
Четыре часа полета, и вот уже в иллюминаторе совсем другая картина – северный архипелаг Шпицберген. Но это еще не конечная точка. Лететь дальше и садиться на ледовую полосу "Боинг" не сможет, а потому – пересадка в "чебурашку", как ласково называют летчики Ан-74, за необычное расположение двигателей. "Со времен Водопьянова, который впервые посадил самолет на Северном полюсе, много изменилось и в навигации, и в технике. Но осталось самое главное – непредсказуемая погода Арктики. И ветер, и поземка, и плохая видимость – полный набор",- знакомит с арктическим климатом заместитель командира эскадрильи Андрей Климов.
В салоне, кроме инструкции на случай аварийной ситуации, памятка, как вести себя при встрече с белым медведем. Это вероятнее, ведь за филигранную технику пилотирования норвежцы называют русских летчиков экстремалами. Они не против, только, как и все пилоты, прыгать с парашютом не любят. Пусть даже прыжок на макушку Земли – уже исполненная мечта сотен туристов. "Нет, по этой части мы не экстремалы",- признается, смеясь, борт-механик Владимир Обуховский.
И вот сложнейшая посадка на полосу, расчищенную прямо на дрейфующей льдине. 89 градусов северной широты, по Цельсию – минус 30 и пронизывающий ветер. Участников паломнической экспедиции встречают обитатели российской станции "Барнео", самой северной в мире. Из Москвы привезли не только Благодатный огонь, но и священника со всей необходимой церковной утварью и певчими. Молебен внутри одной из десятка надувных палаток, переоборудованной под молельную комнату. А затем Крестный ход, как положено, с хоругвями и пением пасхального тропаря, только вокруг не храма, а лагеря полярников. "Священников много знакомых, но в период Пасхи они не могут приехать. Мы были одиноки. Теперь счастье",- говорит с благодарностью Александр Орлов, начальник станции "Барнео".
"Барнео" российские полярники разворачивают на месяц-полтора каждый год, в конце марта. Именно в это время заканчивается полярная ночь и начинается день, когда почти не темнеет. "Кроме науки, важно и присутствие здесь. Это стратегический регион",- убежден Артур Чилингаров.
Дрейфующую льдину для высадки выбирали побольше, покрепче и посевернее. До полюса – всего 8 километров, теперь на верхушку мира пришлось лететь. Ее и находящихся на ней паломников стремительно освятили святой водой. Иначе замерзнет. Доставку Благодатного огня из Иерусалима в Москву, а теперь вот и на Северный полюс, организовал Фонд Андрея Первозванного. Но дело не в географии. "Огонь приносится не куда-то, а кому-то. Благодаря стараниям наших полярных исследователей, нам было кому принести Благодатный огонь. И эти люди с удовольствием и благодарностью его приняли",- говорит Владимир Якунин.
Светильники не гасили и по дороге назад. Ведь нужно было взять частицу Благодатного огня и домой.