Генпрокуратура предложила минтрансу разработать правовые акты, касающиеся оборудования станций метро техсредствами предотвращения падения пассажиров на пути. Но если уж прокуратура желает блюсти нормативы, московское метро надо вообще закрывать, потому что оно работает с нарушением всех нормативов.

Генпрокуратура РФ предложила министерству транспорта РФ разработать правовые акты, касающиеся оборудования станций метрополитена техническими средствами предотвращения падения пассажиров на железнодорожные пути. Оснащение станций техническими средствами рекомендовано включить в качестве обязательного условия получения из федерального бюджета субсидий на развитие метрополитенов. Как указывает прокуратура, "обеспечению безопасности пассажиров будет способствовать, в том числе, установление на станциях метрополитенов технических средств, отделяющих край платформы от подвижного состава. Международный опыт работы метрополитенов показывает, что их оборудование названными средствами препятствует случаям травматизма пассажиров и падению на железнодорожные пути".

Насчет международного опыта тут некоторая загадка. Парижское, миланское, берлинское, лондонское, мюнхенское метро - а это довольно обширные подземки - никаких таких технических средств не имеют, и в данном отношении устроены, как наше, московское. Ровная платформа без каких-либо рогаток, к которой подходит поезд. Предполагается, что пассажиры сами будут соблюдать осторожность.

Наиболее известный образец станций метро, отделяющих край платформы от подвижного состава, действительно имеет место быть в Петербурге. В 60-е годы при строительстве второй и третьей очереди ленинградского метро был применен метод так называемого "горизонтального лифта". Станции вообще не имеют посадочных платформ, и посадка/высадка в вагоны метропоезда производится через раздвигающиеся двери центрального зала, которые открываются синхронно с дверями поезда. Это, наверное, и есть идеал прокуратуры.

Проблема в том, что ленинградский эксперимент уже в 70-е был прекращен, потому что обнаружились два недостатка. Во-первых, снижалась скорость поездов, потому что система горизонтального лифта требовала остановки поезда с сантиметровой точностью. Если двери вагона и двери станции не совпадут, то как войти и как выйти. Поезд должен медленно подползать, чтобы попасть тютелька в тютельку. Во-вторых, такие станции не позволяют увеличить число вагонов с составе. Страшная перегрузка Петербургского метро связана, в частности, еще и с этой невозможностью.

В принципе, с учетом опыта 60-х годов можно возобновить строительство новых станций по тогдашнему ленинградскому образцу. Однако уже действующие станции, построенные по традиционной схеме, не переделаешь. Или же эта переделка будет сопряжена с большими финансовыми затратами - при том, что денег нет даже и на прежнее запланированное строительство. Хуже того - перестройка станций увеличит нагрузку на другие линии и участки, а они и так работают на пределе возможностей. Ремонтопригодность метро крайне ограничена.

Что до травматизма в метро, он связан прежде всего с тем, что московский, например, метрополитен - самый загруженный в мире. На 1 кв. км города в Москве приходится лишь 0,26 км линий метро, тогда как в Лондоне - 1, 2 км, в Париже - 2,8 км. Такое десятикратное по сравнению с Парижем различие в плотности линий многое объясняет. В том числе и давку, и травматизм.

Прокурорскими предписаниями тут вряд ли что исправишь. Если уж прокуратура желает тщательно блюсти нормативы, московское метро надо вообще закрывать, потому что оно работает с нарушением всех и всяческих нормативов. Станции не рассчитаны на такую нагрузку.

С другой стороны, если закрывать метро, Москва полностью остановится в тот же момент.

Единственный выход, который к тому же скажется далеко не сразу - это стахановское строительство новых линий и станций. Уж на что министр финансов А. Л. Кудрин мало интересуется инфраструктурным строительством, но и он не вытерпел, указав правительству Москвы, что в связи с кризисом сокращать строительство метро, одновременно - тоже, очевидно, в связи с кризисом - увеличивая зарплату чиновникам - это уже ни в какие ворота не лезет.

Конечно, печально, когда федеральный министр вынужден указывать московскому правительству на столь очевидные вещи. Но если с пониманием очевидных вещей все так сложно, абсолютно нереалистические представления прокуратуры делу тоже вряд ли помогут.