Российские эксперты не исключают, что Россия может претендовать на часть груза затонувшего судна с сокровищами, обнаруженного у берегов Гайаны.
О том, что России сможет претендовать на часть обнаруженного клада, заявил в четверг на пресс-конференции в РИА Новости президент Ассоциации международного морского права, судья Международного трибунала по морскому праву ООН Анатолий Колодкин.
Судно с золотом, платиной и алмазами обнаружили кладоискатели у побережья Гайаны (государство на северо-востоке Южной Америки). На борту находятся ценности общей стоимостью 2,6 миллиарда фунтов стерлингов. О находке сообщила американская компания Sub Sea Research, которая специализируется на подводных изысканиях и подъеме из воды ценностей. Компания не разглашает название судна и место его обнаружения. Условно судно названо Blue Baron (" Голубой барон").
Эксперты считают, что в годы Второй мировой войны транспорт с ценным грузом вышел из одного европейского порта, чтобы доставить ценности в Нью-Йорк и далее – в казну США в качестве оплаты ленд-лиза. В июне 1942 года на пути в Нью-Йорк в 40 милях от побережья Гайаны судно потопила германская подводная лодка U-87.
Ожидается, что права на груз предъявят несколько сторон. Компания Sub Sea Research вынуждена была объявить о находке после того, как заявила в суде свои права на нее. Другие стороны претензий пока не предъявляли.
По мнению Колодкина, пока сложно говорить об окончательной принадлежности груза. "Это совершенно неизвестный момент. Если бы мы являлись собственником и знали, что мы собственник, мы должны были бы сделать соответствующее заявление о том, что часть груза принадлежит нам. Такого заявления нет", – сказал эксперт. Он так же отметил, что если ценный груз – оплата поставок США по ленд-лизу, должны иметься документы, подтверждающие этот факт.
"Должны быть документы, что в таком-то году из Мурманска или Архангельска вышло судно с грузом. Нужно поднять архивы и посмотреть, убедиться, что часть груза принадлежит Советскому Союзу, часть – Великобритании", – сказал Колодкин, отметив, что РФ является продолжателем СССР и все права и обязанности от СССР после его распада перешли к ней.
Касаясь вопроса о том, кто еще может претендовать на часть обнаруженных сокровищ, президент Ассоциации международного морского права опроверг высказанное СМИ предположение, что на груз может претендовать Гайана, у побережья которой обнаружено затонувшее судно. Он отметил, что судно найдено за пределами территориального моря этой страны.
Колодкин также пояснил, что тот факт, что судно находится на континентальном шельфе Гайаны, не играет в данном случае роли. "Прибрежное государство на континентальном шельфе и в прибрежной экономической зоне обладает суверенными правами только в отношении разведки и разработки естественных богатств, но не обладает правами на находки культурных ценностей", – подчеркнул Колодкин.
Ленд-лиз – система передачи вооружения, боеприпасов, стратегического сырья и продовольствия. Поставки по ленд-лизу осуществлялись США в страны-союзницы по антигитлеровской коалиции в период Второй мировой войны. Помощь оказывалась правительствам 42 стран, включая СССР, Великобританию, Китай, Бельгию и Нидерланды. В Советский Союз поставки по ленд-лизу проводились с ноября 1941 года. США отправили в СССР около 14,8 тысячи самолетов, свыше семи тысяч танков, 8,2 тысячи зенитных орудий, 131,6 тысячи пулеметов, а также локомотивы, трактора, автомобили, мотоциклы, обмундирование, продовольствие.
С Колодкиным согласилась вице-президент Ассоциации международного морского права, заведующая отделом международного частного морского права Института "Союзморниипроект" Ольга Кулистикова. Она отметила, что факт оплаты по ленд-лизу должен быть подтвержден документально.
"Возникает несколько ситуаций, связанных с ленд-лизом. Может быть, из-за того, что этот груз, который СССР отправил за полученный ленд-лиз и, узнав, что груз потоплен, оплатил ленд-лиз иначе. Если это так – мы можем претендовать на часть груза. В таком случае необходимо поднять документы и подтверждить, что судно, действительно, шло в оплату, что ленд-лиз мы получили", – сказала Кулистикова. Правовед отметила, что, прежде всего, вопрос о принадлежности груза нужно задавать историкам, а потом уже юристам.
В свою очередь, заведующий кафедрой отечественной истории Поморского государственного университета имени Ломоносова Михаил Супрун, принявший участие в пресс-конференции по телефону из Архангельска, подверг сомнению информацию, опубликованную в СМИ о находке.
"Информация, которая прошла в СМИ, крайне неточная. И корабль обозначен неточно, и подводная лодка U-87 не действовала в этом районе, за ней не числится никаких потерь. В Северной Атлантике были подводные лодки U-67 и группа подводных лодок, действовавшая в районе Гайаны, где найден пароход, в июне 1942 года ушла в Карибское море", – сказал Супрун.
Историк также подверг сомнению факт, что груз затонувшего судна являлся оплатой поставок по ленд-лизу. "Не совсем справедливо говорить о ленд-лизовских поставках, поскольку с февраля 1942 года ленд-лизовские поставки и в Британию, и в Советский Союз шли на бескредитной основе, то есть бесплатно", – сказал он.
По мнению Супруна, скорее всего, речь идет об оплате за поставки Великобритании в Советский Союз по отдельному соглашению от июля 1941 года о кредите-клиринге. "Именно за эти поставки мы расплачивались, переправляя 1 мая 1942 года золото на крейсере "Эдинбург", который был потоплен и, как известно, когда в 1980 году его подняли, то золото было поделено на три равные части – СССР, Великобритании и компании, которая занималась поднятием", – напомнил он. По мнению Супруна, необходимо "посмотреть в архивах внешней политики СССР документы, связанные с перевозкой золота по Персидскому коридору, и архивы в Лондоне, где отмечены все потери пароходов, на которых было золото".


















































































