Ситуация на Кавказе, отношения России с западными странами и ближайшими соседями, в том числе с Украиной – эти темы стали главными на встрече президента РФ с участниками дискуссионного клуба "Валдай". Дмитрий Медведев откровенно отвечал на самые острые вопросы.

Ситуация на Кавказе, отношения России с западными странами и ближайшими соседями, в том числе с Украиной – эти темы стали главными на встрече президента РФ с участниками дискуссионного клуба "Валдай". В клуб входят влиятельные экономисты, политологи и журналисты из разных стран. Дмитрий Медведев откровенно отвечал на самые острые вопросы. Например, как Россия переживает кризис, и была ли объявлена война отечественному бизнесу.

Если бы первое заседание этого дискуссионного клуба проходило, как сегодня, в демонстрационном зале ГУМа, то у самого клуба было бы, наверно, другое название. Но пять лет назад встретились на Валдае. И с тех пор каждый сентябрь клуб "Валдай" – в сборе.

Нынешняя встреча – напротив Кремля. Просто гуляющие в это время по Красной площади в важности события удостоверились лично. Некоторые при этом еще успели сфотографироваться с президентом. Не все, конечно, – Медведев спешил.

Те, кто были уже внутри, кажется, еще оттачивали вопросы. Кухня подготовки таких мероприятий всегда одна: вопросы заранее не определяются, но сложно было представить, что среди них не будет вопроса о кризисе. "У нас были другие представления о том, что случилось в мире, и как это отразится на нашей экономике. К сожалению, мы просчитались. ВВП в этом году – валовой внутренний продукт – у нас, скорее всего, снизится на 8,5 %. Это печально. Потому что я могу вам сказать: мы вначале ориентировались на то, что снижение ВВП может быть 1-2% Почему это произошло? Потому что у нас крайне неудачная, абсолютно тяжелая структура экономики. Как только проваливаются сырьевые отрасли, проваливается вся экономика. Поэтому сегодня все работают активно. Я думаю, что мы, конечно, не имеем права ни внутри страны, ни, тем более, на международных площадках говорить о том, что кризис преодолен. Кризис, конечно, не преодолен. Есть самые разные сценарии, вы тоже хорошо их знаете, в том числе и сценарий второй ударной волны кризиса – со всеми возможными печальными последствиями. Поэтому расслабляться нельзя", – заявил президент РФ.

На следующей неделе Медведев примет участие в саммите "большой двадцатки". Россия считает, что мировая борьба с кризисом замедлилась, а решения предыдущей встречи в Лондоне выполняются с неохотой. Например, так происходит с перераспределением голосов в МВФ.

За день до саммита и этот вопрос тоже Медведев будет обсуждать с Обамой. Их разговор в Москве длился восемь часов. "Если говорить о предыдущей администрации США, там стиль общения был другой. Там общение продолжалось час-полтора. А потом уже не о чем было говорить. Все аргументы были высказаны, все слова, заранее заготовленные, сказаны, все помощники, которые хотели высказать свою точку зрения впереди батьки, что называется, впереди президента, свои позиции озвучивали. Чем мне приятно разговаривать с Обамой, – тем, что он говорит сам. Не помощники формулируют позицию, вы понимаете о ком я говорю, а он сам говорит", – подчеркнул Медведев.

Впрочем, бывает, что общаться лидерам приходится заочно. Почему – участникам клуба было, конечно, известно. Но, вероятно, хотелось подробностей о письме, которое Медведев написал Ющенко. "Как вам кажется, написав это письмо, вы достигли тех целей, которые вы для себя ставили? И учитывали вы вообще международный резонанс от этого послания?" – поинтересовалась Оксана Антоненко, директор программы по изучению России и Евразии Международного института стратегических исследований в Лондоне.

"Мне хотелось привлечь внимание к тому, почему наши отношения с Украиной деградировали. И иногда бывают очень сложные причины разрушения отношений, комплексные причины. А иногда они простые. Это вот этот случай. Причина проста. Не мне судить, удалось ли Виктору Андреевичу добиться успехов в экономике, в политике. Ну, судя по его рейтингу, вряд ли. Но он добился на этом направлении очень хороших успехов. Он сумел понизить уровень этих отношений за 4 года на невиданно низкую планку. Поэтому мне пришлось ему сказать все, что я думаю. Иногда, как мне представляется, необходимы прямые обращения. Честные обращения и без дипломатических тонкостей. Поэтому я доволен и тем, что сказал. И той реакцией, которую получил", – ответил президент РФ.

Большинство задавали вопросы по-русски. Участники клуба – не просто западные эксперты. Это эксперты, внимательно наблюдающие за жизнью в России. Вопрос от FT о ситуации на Кавказе начинался так: "Мы видели, что смелый президент Ингушетии вернулся к работе". "Текущее обострение террористической активности на Кавказе – это как раз свидетельство того, что мы делаем не так много, как, наверное, надо было бы делать. Я каждый раз, как ни приезжаю в ту или иную республику или собираю совещание, ловлю себя на мысли, что мы принимаем одни и те же решения. Деньги большие даем, но, к сожалению, далеко не все эти деньги правильным образом используются. Рабочие места не создаются так, как они должны быть. Вы упомянули президента Ингушетии, Юнус-бека Евкурова. Он сильный человек, и, на мой взгляд, желающий навести порядок и добиться нормальной жизни в своей республике. Но, конечно, он один ничего не сделает. А то, что его пытались взорвать, – ну это, в общем, как раз свидетельство того, что непримиримые граждане почувствовали, что он представляет для них опасность", – отметил Дмитрий Медведев.

Чуть ли не в каждом втором вопросе – цитата из статьи Медведева "Вперед, Россия". В тексте эксперты ищут подтекст. Например, насчет бизнеса. "Если не против, я сейчас процитирую: "Российский бизнес не создает технологии, которые нужны людям". А затем вы говорите: эти люди, эти бизнесмены пытаются выжать максимальный доход из остатков советской промышленности, а также продать национальные богатства, которые принадлежат всем. Это жесткая формулировка. Что это значит – что это новый подход к олигархам, более критический?" – спросил Гэдди Клиффорд, старший научный сотрудник вашингтонского Института Брукингса.

"Действительно, огромное количество ничего не предпринимающих предпринимателей, бизнес, который ничего не создает, а только торгует сырьевыми товарами. Я не говорю, что это предосудительно. Но мы понимаем, что это путь в никуда, потому как во время возникновения следующего кризиса наша экономика рухнет еще сильнее. Это никакой не жесткий месседж, это никакой не сигнал, это не объявление войны бизнесменам. Упаси Бог это. На мой взгляд, это вообще неправильный путь. И толку никакого, только народ напрягается. Но это сигнал для самих людей. Для самих людей, которые занимаются бизнесом, чтобы они немножко призадумались хотя бы, куда вкладывать деньги, когда они у них появятся. Займись венчурным бизнесом, ты же не обеднеешь от этого. Это даже интересно. Вот к чему я призываю. Поэтому, я надеюсь, что российские бизнесмены правильным образом истолкуют мои слова. А вы им поможете в этом, если что-нибудь на эту тему скажете или напишите", – указал президент РФ.

Кроме исписанных листов блокнота у участников встречи останется еще фотография на память. Те, кто все это время простояли на улице в ожидании окончания встречи, тоже смогли сделать пару кадров. А еще поздравить президента с прошедшим днем рождения.