Франция определяет ход своей истории на ближайшие пять лет. Кому жители республики отдадут свои голоса – мужчине или женщине, правым или левым станет известно уже сегодня поздно вечером. Однако, одно ясно точно: эти выборы войдут в историю. Никогда прежде главными претендентами на высший пост во Франции не были ни женщина, ни потомок эмигрантов.
В прошедшие сутки претенденты на Елисейский дворец смогли наконец перевести дух. Последние две недели дались им нелегко. Массовые митинги и теледебаты, выступления на радио и ежедневные переезды по всей стране. Сторонники Саркози и Руаяль окрасили в первом туре карту Франции в синий и красный цвета. Оба кандидата постарались перекроить этот пестрый ковер.
Еще не были посчитаны все бюллетени первого тура, а проигравшие кандидаты, из тех кто не вошел в большую четверку, дружно высказались в поддержку во втором туре Сеголен Руаяль. Прибавив в ее актив пусть и виртуальные, но такие необходимые 10 процентов голосов. Вошедший в четверку крайне правый Жан Мари Ле Пен обиженный на Саркози, за то что тот переманил на свою сторону часть электората националистов попросил своих сторонников бойкотировать второй тур. Главный проигравший две недели назад – занявший третье место Франсуа Байру не мог себе позволить открыто занять чью-либо сторону. Подарить голоса почти 7-ми миллионов французов поверивших центристу означало бы сильно уменьшить свои шансы на предстоящих летом парламентских выборах. Байру лишь сказал, что сам он за Саркози голосовать не будет. Не получив поддержки, бывший министр внутренних дел мог рассчитывать только на собственные силы. Поэтому маршрут своих поездок он проложил по тем регионам, где смог одержать победу в первом туре. Для начала закреплять успех было решено в Дижоне.
Он заявил о готовности к дискуссиям с теми, кто думает по другому. Более прозрачного приглашения на свою сторону центристов вряд ли можно придумать. Перед своим штабом кандидат от правящей партии «Союз за народное движение» поставил ясную задачу – создать многополярное большинство.
Вторую остановку команда Саркози сделала в Руане. Каждый пятый житель города отдал свой голос в первом туре Франсуа Байру. Теперь их нужно было привлечь на свою сторону.
Для этого решено было рассказать избирателям о недостатках соперницы. Левые демонизируют мой образ. Они выступают не против моих идей или целей, а против меня лично – убеждал с трибуны Саркози.
Из Руана – путь на Клермон-Феран. И там основной линией стала критика левых. Впрочем, в городе, где Руаяль и Байру на двоих собрали 53 процента голосов избирателей трудно было надеяться на перелом и Саркози отправился в Столицу.
В парижском пригороде Берси лидера правых ждали 35 тысяч сторонников заполнивших до краев местный стадион и прилегающие улицы. В свете софитов, под аккомпанемент тревожной музыки он вышел на сцену, как поп-звезда. Стадион взорвался аплодисментами.
Второго мая пути кандидатов пересеклись в телевизионной студии. Словесную дуэль двух кандидатов затаив дыхание, слушала вся Франция. Саркози был подчеркнуто галантен, и старался избегать открытой конфронтации. Казалось он ждет ошибок от своей оппонентки. Тогда уже стало ясно, на дополнительные голоса рассчитывать не приходится, нужно сохранить набранный потенциал. И это, кажется, удалось. По опросам населения рейтинг Саркози после теледебатов прибавил еще пару процентов.
Из Парижа на юг. В Монпелье. Город противоречий. Столица округа, где он был лидером первого тура, отдала его противнице на целых 7 процентов больше голосов. Пятитысячный митинг должен был переломить эту тенденцию.
Он шел к сцене через весь зал. У самой сцены его ждала Бернадет Ширак, супруга действующего президента. Ее рукопожатие было пожалуй самым ярким моментом всего митинга. В этот раз Саркози говорил о патриотизме. Возможно именно это чувство должно в конце концов обеспечить ему перевес во втором туре.
У Сеголен Руаяль задача была не менее сложной. Ведь она была проигравшей и ей приходилось догонять. Весь свой предвыборный путь она проложила по округам, отдавшим победу в первом туре ее сопернику. Начала с провинциального Валанса.
Здесь ее отставание было минимальным всего три процента. И сразу громкие заявления. Она открыта для всех, кто голосовал за Байру. Никаких неразрешимых противоречий. Семь миллионов центристов – желанные союзники в штабе социалистов.
Из Валанса в Монпелье. Тогда она еще не знала, что после нее туда приедет Саркози. В своем выступлении она идет еще дальше. Сторонникам Франсуа Байру обещаны места в будущем правительстве. Почти наверняка, в случае победы Сам лидер центристов получит пост премьер-министра.
Следующий массовый митинг – в Лионе. И здесь основные слова были сказаны для тех 22-ух процентов избирателей отдавших свои голоса центристам. Руаяль становится все жестче. Я не слабая женщина – я боец, говорит она с трибуны. Мой соперник ведет себя как жертва.
Кульминация активности – в Париже, где на митинг в преддверии теледебатов она собрала более 40-ка тысяч своих сторонников. Стадион Шарлети несколько часов не стихал от голосов французов поддержавших свою "мадам Президент".
Из Парижа на самый север. В Лилле на встречу с Руаяль собралось более 20 тысяч человек. На этот раз она обратилась к тем, кто еще не решил, за кого он отдаст свой голос. Таких по подсчетам социологов не менее 15 процентов. Французы должны набраться мужества и выбрать президентом женщину, – заявила Руаяль.
Последней точкой маршрута стал Лорьян. Анклав сторонников Саркози в окружение регионов голосовавших за Руаяль. Она постаралась перекрасить и его в красный цвет.
Ее соперник подвергся едва ли не самой жесткой критике. Она предупредила Французов – избрание ее оппонента, известного жестким обращением с зачинщиками беспорядков среди иммигрантской молодежи, погрузит страну в море насилия и грубости.
Кого выберут Французы, сейчас не решается предсказать никто. По последним опросам Саркози опережает Руаяль на несколько процентов, но кто из них на следующие пять лет займет Елисейский Дворец покажет второй тур.