Тема:

Минск отыгрывает назад 21 год назад

Саммит в Кремле: президенты России и Белоруссии готовятся создать Союзное государство

Саммит в Кремле: президенты России и Белоруссии готовятся создать Союзное государство
Будущее российско-белорусского Союза и перспективы экономического сотрудничества - таковы основные вопросы повестки дня предстоящей рабочей встречи президентов России и Белоруссии. На саммите предстоит ответить на вопрос, будет ли Минск иметь в Союзном государстве право вето по ключевым решениям.
Будущее российско-белорусского Союза и перспективы экономического сотрудничества - таковы основные вопросы повестки дня рабочей встречи президентов России и Белоруссии, которая, как ожидается, состоится в среду в Кремле. На московском саммите стороны попытаются преодолеть различия в подходах к основополагающим принципам формирования будущего Союзного государства.

В чем же суть разногласий между Москвой и Минском ? Напомним, что на предыдущем саммите, состоявшемся в июне в Санкт-Петербурге, Александр Лукашенко потребовал, чтобы в Конституционном акте Союзного государства было зафиксировано право вето Белоруссии относительно ключевых решений, которые будет принимать будущий союзный парламент. Белорусский лидер обосновывал свое требование тем, что в рамках будущего Союза обе страны будут сохранять за собой статус суверенных субъектов международного права.

Однако Владимир Путин отверг это требование своего белорусского коллеги, назвав предлагаемую идею "идеологической шелухой и кашей". Российский президент считает, что решения парламента и правительства Союзного государства должны быть обязательными к исполнению и в Москве, и Минске, ибо в противном случае создание союзных органов потеряет смысл. По мнению Владимира Путина, российско-белорусский союз должен строиться по схожим с Евросоюзом принципам. "Мы намерены создать структуру, аналогичную той, которая выстроена в Евросоюзе, и парламент наш будет работать, как Европарламент", - подчеркнул российский президент. Кстати, такой же принцип действует и в Евразийском Экономическом Сообществе(ЕврАзЭс): все решения ЕврАзЭС, как известно, обязательны для исполнения всеми государствами-участниками.

Что же касается концепции Союзного государства, то оба президента уверены, что альтернативы Союзу между Москвой и Минском не существует. Ожидается, что уже к концу текущего года правительства двух стран завершат подготовку проекта Конституционного акта Союзного государства, а в будущем году, возможно, уже состоятся выборы в парламент Союзного государства. Организационное оформление Союзного государства должно завершиться в 2005 году, когда будет введена единая российско-белорусская денежная единица.

Естественно, единая валюта не может существовать без создания единого экономического пространства. Напомним, что в апреле с.г. президенты России и Белоруссии подписали совместное заявление, в котором были подтверждены принципы экономической политики двух стран и основные направления интеграционного сотрудничества. Наблюдатели отмечают, что в период подготовки к введению единой денежной единицы Москва и Минск должны одобрить целый ряд нормативно-правовых актов в сфере экономики. В числе первоочередных мер - выработка согласованной политики в сфере налогообложения и таможенных тарифов; определение единых принципов взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров; создание механизма компенсации потерь бюджетов двух государств.

Как ожидается, на московском саммите в среду будут затронуты и вопросы расширения сотрудничества в сфере энергоресурсов. В частности, президенты обсудят ход подготовки двух стран к участию в крупном энергетическом проекте, по которому российская нефть будет доставляться через территорию Белоруссии в хорватский порт Омишаль в Адриатическом море. Реализация проекта начнется после интеграции нефтепроводов "Адрия" и "Дружба" и позволит экспортировать нефть без промежуточной перевалки. Согласно прогнозам, пропускная способность нефтепровода в направлении порта Омишаль составит 15 миллионов тонн в год.

Естественно, курс на создание Союзного государства придает особую актуальность проведению Москвой и Минском согласованной внешней политики. Пока в этой области имеются нерешенные проблемы. Российское руководство ведет политику, направленную на углубление стратегического партнерства с США и Евросоюзом. В то же время отношения Белоруссии с Вашингтоном и странами Запада продолжают ухудшаться. США обвиняют Белоруссию в нарушении прав человека. Не лучше обстоят дела и в европейском направлении внешней политики Белоруссии.

В 2000 году Парламенская Ассамблея ОБСЕ отказалась признать легитимность выборов в Национальное собрание Белоруссии и лишила депутатов белорусского парламента права на участие в своих сессиях. Решение это по сей день не пересмотрено. На состоявшемся в июне нынешнего года в Берлине заседании ПА ОБСЕ рассмотрение вопроса о восстановлении полномочий белорусских депутатов было перенесено на 2003 год. Теперь, возможно, Москве придется взять на себя трудную роль посредника в урегулировании кризиса в отношениях Белоруссии со странами Запада и США.