Неоднозначная история с фотомоделью и пенсионером

Прокуратура Курской области вмешалась в громкую историю о смертельном ДТП, участником которого стал местный пенсионер Сергей Пашков. Он сильно пострадал в аварии и был признан невиновным. Но именно его суд обязал выплатить моральную компенсацию семье юного виновника столкновения. Удивительно, но это – не единственная подобная история. Пенсионера из Новосибирска тоже вынуждают платить за чужое ДТП.

Прокуратура Курской области вмешалась в громкую историю о смертельном ДТП, невольным участником которого стал местный пенсионер Сергей Пашков. Он сильно пострадал в аварии и был признан невиновным. Но именно его суд обязал выплатить моральную компенсацию семье юного лихача, который и устроил столкновение на дороге.

После того, как сюжет об этом парадоксальном решении вышел в эфир программы "Вести. Дежурная часть", на ситуацию обратила внимание курская прокуратура. Она намерена добиться отмены судебных постановлений.

Удивительно, но это – не единственная подобная история. Пенсионера из Новосибирска тоже вынуждают платить за чужое ДТП. Во внедорожник мужчины на перекрестке влетел "БМВ", в салоне которого находилась местная фотомодель. Девушка осталась инвалидом, а виновник аварии получил год принудительных работ и исчез. В итоге суд обязал ни в чем не виновного пенсионера компенсировать дорогостоящее лечение модели. Как такое возможно?

Новосибирский пенсионер Валерий Ведяев – в прошлом военный с безупречным здоровьем – сейчас сидит на лекарствах. Его жизнь круто изменилась после ДТП. В происшествии Ведяев не виновен. Но парадокс: именно он по решению суда должен оплачивать лечение пострадавшей в аварии – бывшей модели Марии Лебедевой.

- Мне ее жалко, Машу, но при чем здесь я?

Жизнь Марии тот день тоже перечеркнул на "до" и "после". Красавица-фотомодель за пару месяцев до аварии окончила с отличием университет, мечтала о семье и детях. Теперь Маша – инвалид первой группы. Слепота, частичная потеря памяти, проблемы с желудком – жуткие последствия громкого ДТП, невольным участником которого и стал пенсионер Валерий Ведяев. Аварию зафиксировала камера видеорегистратора.

Вот Land Cruiser Ведяева поворачивает на зеленый сигнал светофора. В этот момент в него влетает "БМВ", в салоне которого ехала Мария Лебедева. За рулем "БМВ" находился 23-летний Андрей Хакимжанов. Его невеста – фотомодель Мария – ехала на заднем пассажирском сиденье.

Девушка была не пристегнута и в момент столкновения сильно ударилась головой. Несколько месяцев она провела в реанимации, потом еще несколько – в инвалидном кресле. Сейчас, через 4 года после страшной аварии, она заново учится ходить.

Мария почти не видит, по квартире передвигается на ощупь. Во время интервью она старательно скрывает слезы. Ее бывшего возлюбленного, лихача на "БМВ", суд признал виновным и приговорил всего к году принудительных работ с возмещением морального вреда семье Марии – чуть больше миллиона. Но ни денег, ни самого Андрея Хакимжанова после суда девушка больше не увидела.

- Мне просто обидно очень – все-таки не год были вместе, а пять лет. Строили планы большие, а получилось вот так.

Отвечать за аварию, разбившую две жизни, лихач, очевидно, не собирается. По словам родственников Маши, от гонщика Хакимжанова поступило всего два перевода. Адвокат семьи посоветовал родителям направить гражданский иск о взыскании компенсации не только с виновника ДТП Андрея Хакимжанова, но и с невиновного – водителя "Тойоты" Валерия Ведяева. С того самого, в чей внедорожник и влетел "БМВ".

"Примерно около 900 тысяч рублей – это разовый платеж, а потом пойдут еще ежемесячные платежи. Цифра – больше 30 тысяч ежемесячно с двух, с учетом того, что моя пенсия – в районе 14 тысяч", – говорит он.

Юристы пожимают плечами: по закону даже с невиновного в ДТП можно взыскать компенсацию. Согласно части 3 статьи 1079 Гражданского кодекса, автомобиль относится к источнику повышенной опасности, поэтому ответственность за аварию наступает для всех водителей-участников, даже если кто-то из них в столкновении не виноват.

"Данная норма законодательства не содержит такого важного уточнения, как сопряжение причинения вреда с противоправными действиями такого лица. Поэтому, как мне видится, законодатели должны обратить внимание на такую неоднозначную формулировку в норме закона и внести соответствующие изменения", – говорит адвокат Михаил Николаец.

Отец пострадавшей Марии Эдуард – сам в прошлом военный, мать работает медсестрой в госпитале. На лечение девушки уходят все деньги. Эдуард Лебедев признается: он понимает, что водитель "Тойоты" Валерий Ведяев невиновен в ДТП. Но у отца, который хочет спасти любимую дочь, нет другого выхода.

– Вы считаете, что это справедливо?
- Я не считаю ничего, это суд считает.
- Но вы же подали этот иск.
- Я подал через адвоката. Если один не может помогать, должен другой помогать.
- То есть, вас это не смущает?
- С одной стороны смущает.

Валерий Ведяев получил повестку в суд через 4 года после аварии. Пенсионер признается: он не бедствует. После военной службы в начале 90-х занялся бизнесом, сейчас помогает сын.

Но мужчина заявляет: платить не будет принципиально, потому что в ДТП не виноват и с решением Октябрьского районного суда Новосибирска не согласен. Виновник ДТП Андрей Хакимжанов – гражданин другого государства. В Новосибирске работал менеджером в местной фирме. Проживал в высотке в центре города. Четыре года назад, сразу после аварии, съехал.

По некоторым данным, молодой лихач уехал на родину. Оба его телефона давно выключены. В суд молодой человек тоже не приходил.

"Октябрьский районный суд Новосибирска солидарно взыскал с ответчиков в пользу истца возмещение вреда в связи с потерей трудоспособности в размере почти 1 миллион рублей, а также ежемесячно свыше 30 тысяч рублей", – рассказал старший помощник прокурора Новосибирской области по взаимодействию со СМИ Дмитрий Лямкин.

Валерий Ведяев не сдается. Мужчина оперирует сухими данными: в момент ДТП Мария не была пристегнута ремнем безопасности.

"Есть практика в ряде стран, когда непристегнутым пассажирам не выплачивается страховка, – говорит депутат Государственной Думы РФ Вячеслав Лысаков. – В этом случае, я думаю, есть смысл определенным образом скорректировать законодательство, чтобы это мотивировало людей на безопасную езду – то есть, мотивировало пристегиваться".

Пострадавшая Мария Лебедева про судебные тяжбы не знает: родители в эти дела не посвящают. Вся ее жизнь сейчас проходит в одной комнате обычной девятиэтажки. Несколько шагов по квартире для девушки сейчас – большая победа.

Пенсионер Валерий Ведяев в последнее время тоже на таблетках. Два разных человека, которых на одном перекрестке свела случайность.

Никто не возьмется сделать прогноз, сколько еще продлятся судебные тяжбы. Для всех сторон этой неоднозначной истории подобные разбирательства – настоящая мука. И за каждой – своя правда.

Валерий Ведяев вместе с адвокатом работают над апелляционной жалобой. Все ждут второго раунда схватки.