Продать Родину за сотню долларов. Как СБУ пытается вербовать российских военных

В Барнауле задержали военного Ракетных войск стратегического назначения. Его подозревают в госизмене. По данным ФСБ, он работал на украинскую разведку. Военнослужащий передавал в Киев сведения, содержащие государственную тайну. Теперь ему грозит лишение свободы на срок от 12 до 20 лет.

В Барнауле задержали военного Ракетных войск стратегического назначения. Его подозревают в госизмене. По данным ФСБ, он работал на украинскую разведку. Военнослужащий передавал в Киев сведения, содержащие государственную тайну. Теперь ему грозит лишение свободы на срок от 12 до 20 лет.

Он обещал прибыльную работу, трудовой договор и "чашечку кофе на берегу Средиземного моря" после того, как все "будет налажено". Некто Кирилл Пешков, якобы представляющий "международную аналитическую компанию, которая занимается анализом военного потенциала вооруженных сил передовых государств мира", так он представился, вышел в соцсетях на Александра Асовца, начальника психологической службы танкового полка мотострелковой дивизии в Ростовской области. А до Пешкова с Асовцом еще некий "Лусио Риманес" связывался.

"За помощь в решении вопросов по предоставлении информации мне предлагалось материальное вознаграждение. Суммы озвучивались не в рублях, а в долларах и евро исключительно. Я подумал, что это розыгрыш и, используя психологические приемы, я узнал, что данный абонент находится за границей Российской Федерации. Я начал понимать, что данные товарищи являются представителями спецслужб. После чего инициативно обратился в отдел ФСБ, курирующий мою воинскую часть", – рассказывает Асовец.

Классический прием вербовки: представиться сотрудником СМИ или крупной международной организации, убедить вербуемого в своей финансовой состоятельности, предложить денег сначала за "безобидный" вроде бы по содержанию служебный документ. Никаких наличных, только переводы через сервисы электронных платежей. И никаких личных встреч. На них, кстати, Асовец настаивал, желая вывести Пешкова на чистую воду. Но тот ни в какую. Очень характерное поведение.

"Я с этим сталкивался. Журналистское прикрытие – это одно из самых естественных прикрытий для такого рода операций. Для Украины Россия – чуть ли ни единственное и самое приоритетное направление внешней разведки", – поясняет журналист Александр Мединский.

Украинскую разведку интересует операция в Сирии, наши ракетные войска стратегического назначения, ВКС и не только. Украинские спецслужбы все чаще выходят на российских военнослужащих в соцсетях. Для разведки это идеальная информационная база, каждая личная страница, по сути, – готовое досье. К слову, новый российский закон запрещает нашим военным пользоваться на службе любыми гаджетами с выходом в интернет, размещать в сети сведения, которые раскрывают их принадлежность к Вооруженным Силам. СБУ и до пандемии мониторила мессенджеры, а сейчас "удаленка" и вовсе на потоке. За год десятки попыток вербовки наших военных. На капитана Громославского, например, вышел некто "Руслан Карпов".

"От пользователя Руслан Карпов поступило предложение оказать ему помощь в предоставлении сведений на военную тематику за вознаграждение. Руслан сообщил, что он работает на международную аналитическую компанию по оценке потенциала вооруженных сил и предложил вознаграждение от ста долларов и выше", – говорит командир роты батальона связи 175 бригады управления ЮВО Александр Громославский.

Громославский ответил по-офицерски: "я свою родину не продаю". В том случае, если объект вербовки идет на контакт, у заказчика появляются все новые и новые вопросы. Гонорары становятся больше, но и требования серьезнее. Тот, кто платит, начинает ставить условия, давить. угрожать. Дело очень быстро доходит до предложения предоставить документ с грифом "секретно", с безусловной оплатой, разумеется. Больше тысячи долларов могут пообещать. И если объект вербовки дал согласие, это "точка невозврата" в отношениях с законом.

"Служба безопасности Украины – этот тот орган в украинском государстве, который непосредственно контролируется посольством Соединенных Штатов. Именно поэтому во главе СБУ сейчас стоит человек по фамилии Баканов, который в своей биографии не имеет ни дня работы в силовых структурах, правоохранительных органах. Человек абсолютно управляемый", – утверждает эксперт Института стран СНГ Иван Скориков.

Главное управление разведки Минобороны Украины – тоже под контролем США, говорят аналитики. В связке с СБУ и ГУР работают и пограничники, которые задерживают россиян, имеющих отношение к Вооруженным силам, прямо на КПП. Как, например, супругу российского подводника, когда она возвращалась из Мариуполя, где была в отпуске у родных.

"А вы знаете, что двести рублей запрещены! Крымский мост нарисован. Это провокация, провокация! Я говорю: какая еще провокация?!" – вспоминает супруга мичмана 31-й дивизии подводных лодок Вероника.

Воспитателю Севастопольского филиала Нахимовского училища Сергею Загороднюку сотрудник СБУ открыто угрожал, когда Сергея задержали в Одессе, он ездил к семье. Сказали: если не передашь брату предложение о сотрудничестве, а Загороднюк-младший служит в ракетно-артиллерийской бригаде Черноморского флота, то, мол, объявят в международный розыск, за госизмену Украине. Это при том, что оба Загороднюка – граждане России.

"В случае положительного ответа я должен был набрать СМС-сообщение на предварительно переданный им номер с условной фразой. В случае моего отказа угрожали привлечением к уголовной ответственности на территории Украины. Однако я, будучи военнослужащим РФ, естественно, отказался от такого предложения СБУ", – заявил Загороднюк.

Есть еще такой прием: военнослужащего просят продать информацию под предлогом того, что это делается якобы для "нормализации отношений" между Россией и Украиной. Майору Ивану Молитвину написал некто Николай Шевченко с предложением передать сведения военного характера, чтобы, цитата, "предотвратить ужас, который творится между нашими народами".

"Я получил электронное письмо от имени какой-то группы либо организации, находящейся, судя из текста письма, в Украине. Из текста письма я уяснил, что мне предлагается за денежное вознаграждение в 10 тысяч долларов в год с обещанием дополнительных бонусов предоставлять интересующую их информацию. Я инициативно обратился в органы Федеральной службы безопасности по месту службы и предоставил электронное письмо с поступившим мне предложением", – рассказал Молитвин.

По мнению российских спецслужб, свои акции ГУР Минобороны Украины организовывает и реализует, в том числе, по заказу так называемых "зарубежных партнеров", прежде всего, ЦРУ США. Только за последние два года за решетку угодили пять украинских агентов.