Тема:

Коронавирус 3 дня назад

Глава РФПИ: вакцина "Спутник V" – самый безопасный способ "знакомства" с COVID-19

В одном из ведущих журналов по медицине The Lancet были опубликованы результаты испытаний российской вакцины "Спутник V". Что это значит для России и мира? Об этом в эфире телеканала "Россия 24" рассказал президент Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ).

В одном из ведущих журналов по медицине The Lancet были опубликованы результаты первой и второй фазы испытаний российской вакцины против коронавируса "Спутник V". Это очень показательно, и в этом действительно определенная веха. Здесь есть о чем поговорить с точки зрения того, насколько, кто и как мог повлиять на то, чтобы эта публикация вообще состоялась. Эта информация до последнего держалась в секрете.

Подробнее об этом в эфире телеканала "Россия 24" рассказал президент Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев.

- Кирилл Александрович, рады вас приветствовать. Получается, это сейчас определенная веха в том, что мы не только первые, кто зарегистрировал данную вакцину "Спутник V", но и первые, кто поделился со всем остальным миром результатами исследований. В этом как раз здесь главная новость или в чем?

- Вы знаете, во-первых, абсолютно потрясающий, замечательный результат, о котором я сейчас буквально скажу. И действительно, "Ланцет" – это ведущий журнал западного мира, самый влиятельный, самый респектабельный журнал. И, как вы знаете, было много критики российской вакцины со стороны в основном западных фармкомпаний через различные ассоциации, через различные вбросы. Мы считаем, что выход этой статьи – это очень важный переломный момент. Статья показала очень хороший результат. Это то, что вакцина показывает очень хороший иммунный ответ, иммунные тела в полтора раза выше, чем у человека, который переболел COVID-19 – это лучше, чем у той же "Астразенеки", которая достигает результата только такого же, как у переболевших. Соответственно, нет сильных побочных эффектов вакцины. И, безусловно, мы видим, что два вектора, которые использует уникальная российская система Гамалеи, дают лучший результат чем одновекторные, которые используют на Западе. И, что самое главное, статья показала, что аденовирусный вектор человека – это подход российский – в вакцине "Спутник V" гораздо более безопасный, гораздо более изученный, чем западные альтернативы, те вакцины, которые предлагаются на Западе.

- А чем безопасней наша вакцина?

- Знаете, очень простая будет сейчас битва. Это фактически битва между человеком и обезьяной и новыми технологиями. Называется МРНК. Дело в том, что человеческий аденовирус изучен десятилетиями, и на базе его Россия сделала вакцину от Эболы, которая прошла все три фазы испытаний. Буквально чуть-чуть модифицировав эту вакцину от Эболы, мы получили рабочую вакцину от коронавируса, которая уже была протестирована на тысяче людей, а система аденовируса человека протестирована десятилетиями на миллионах людей. С другой стороны – это западная вакцина, основанная на аденовирусе обезьяны, на МРНК, которая никогда не тестировалась долгосрочно. Никто не знает, какие последствия на рак, на фертильность эти вакцины могут иметь. Мы надеемся, что этих эффектов нет, но никто не может дать на это ответ. Это большая уязвимость западных вакцин, именно поэтому они так сильно атакуют российскую.

- Я знаю, что вы один из первых сделали прививку. Это как раз та самая прививка, о которой мы сейчас с вами говорим. И сделали вы ее чуть ли не в начале лета, когда еще даже не было никаких испытаний. Как вы решились на это?

- Ну, безусловно, мы проанализировали более 35 вакцин, и мы увидели, что института Гамалеи, это замечательный академик Александр Леонидович Гинзбург, Денис Юрьевич Логунов, который является член-корреспондентом, сделали упор именно на безопасность. Они взяли вирус обычной простуды, которой, к сожалению, многие из нас болеют несколько раз в год, и на базе него сделали механизм доставки. Я, понятно, никогда бы не вакцинировался аденовирусом обезьяны или МРНК, новыми подходами. Но фактически что наши ученые сделали – это превратили обычную простуду, ослабив ее, в носитель шипа коронавируса. И когда ты понимаешь эту гениальную разработку, этот гениальный подход, ты понимаешь, что это абсолютно безопасно. Например, в Китае последние 12 лет один из препаратов против рака использует именно такой же подход и, соответственно, он доказал свою безопасность. Это очень отличает наш подход – более безопасный и правильный – от более новых непроверенных западных подходов.

- Кирилл Александрович, вы сказали, что было и остается определенное давление на российских врачей в том числе. Мы знаем, что против российских медиков со стороны Соединенных Штатов были применены определенные санкции. У меня лично такой вопрос: это же известное издание в западном мире, международное издание в первую очередь. Как там все-таки пропустили эту статью? Потому что есть очень большое давление на любые средства массовой информации на Западе.

- Вы знаете, мы очень благодарны "Ланцету", это очень профессиональные люди, и действительно мы в абсолютном секрете держали сам факт статьи, только за час до ее публикации был распространен пресс-релиз, потому что мы опасались давления на "Ланцет". Но "Ланцет" показал, что есть хорошие профессиональные публикации людей, которые понимают, что Россия хочет спасать жизни в мире, и они дали возможность России опубликовать. Это подчеркивает, что много людей, на самом деле, в западном мире и везде понимает, что надо иметь ряд хороших вакцин.

Российская вакцина – это одна из самых лучших и, безусловно, публикация этой информации это подтверждает. И, опять-таки, подтверждает лидерство России, потому что, например, мы первыми зарегистрировали вакцину.

Многие страны вначале говорили, что нельзя это делать до фазы III, но мы видели уже на прошлой неделе, что Великобритания и США готовы начать обсуждать регистрацию своих вакцин до фазы 3, поэтому все больше и больше людей видят лидерство России. Видят, что мы все делаем правильно, и следуют по нашему пути.

- Причем, как бы в подтверждение ваших слов – новость, которая тоже на этой неделе пришла, что Россия в основном будет продавать не саму вакцину, а технологию, несмотря на то, что продавать вакцину было бы, конечно, дороже. Я правильно понимаю?

- Опять-таки, у нас есть мощности в России, которые будут в основном производить вакцину для России. Мы работаем над тем, чтобы активно запустить мощности за рубежом. И действительно у нас там будут партнеры – в Индии и ряде других стран, которые будут производить вакцину, потому что мы видим большой спрос. Сотни миллионов доз, более миллиарда – спрос на нашу вакцину. Это можно производить только в партнерстве с различными странами. И, соответственно, мы финализируем такие партнерства, что важно. Многие западные компании мешают России получить доступ к производственным мощностям, но мы тоже с этим давлением справляемся. Мы подписали ряд соглашений, например, о том, что в Индии мы можем произвести свыше 300 миллионов доз нашей вакцины в год.

- Кирилл Александрович, а можно сейчас уже с уверенностью говорить или ставить какие-то сроки, когда будет завершена третья фаза испытаний?

- Первые результаты третьей фазы будут уже опубликованы в конце октября. Очень успешно идет набор добровольцев, уже около пяти тысяч добровольцев набрано – тех, которые хотят проходить клинические испытания. Мы видим, что очень многие люди вакцинируются, это много известных людей. Людей, которые просто понимают, что есть два способа познакомиться с вирусом – это либо через заболевание с большим риском, либо через безопасную вакцину. В чем безопасность российской вакцины еще раз: это просто обычной простуды вирус, который еще более ослаблен, не может размножаться, и он соответственно доставляет шип коронавируса. То есть это самый безопасный механизм, который только может быть для того, чтобы познакомиться с вирусом, и иммунная система стала защищать человека.

- Ну, вот вы сказали про известных людей. Сегодня же информация была, что Сергей Собянин доложил Владимиру Путину, что привился от коронавируса. Сергей Шойгу сделал прививку, также сегодня об этом рассказал. До этого Владимир Жириновский тоже сделал прививку. Я уже могу забыть, кто еще. Достаточно большое количество. Вы сказали, что отряд добровольцев такой формируется. Как стать добровольцем?

- Знаете, есть на сайте Москвы информация о клинических испытаниях, где сейчас идет набор сорока тысяч человек, очень многие там записываются. Это, безусловно, сейчас самый быстрый и четкий способ поучаствовать в этих испытаниях. И, опять-таки, и сами ученые, которые изобрели вакцину, они привились. И мы видим, что уже прививается большое количество людей. Опять-таки, это вопрос только времени, потому что, к сожалению, те люди, которые не будут прививаться, через какое-то время увидят, что у них риски гораздо больше, чем у тех, кто привит. Вопрос просто этого понимания, понимания научной базы российской вакцины и того, что она опубликована в "Ланцете" это понимание только улучшает и усиливает.

- Да, при этом час назад разговаривали как раз с врачами, они говорили, что если вы даже решились на проведение вакцинации, нужно обновить свои медицинские показатели – пойти сделать какое-то минимальное обследование, хотя бы сделать анализ крови. Это не помешает, потому что у любой прививки есть, конечно же, противопоказания. Это и простудные заболевания, инфекционные заболевания, которые в настоящий момент могут развиваться. Но все-таки врач должен определенное свое веское слово здесь сказать. У меня еще к вам вопрос по поводу того, что всегда, когда вводится какой-то новый препарат, это обычно занимает годы. Сейчас, понятно, у разработчиков этого препарата не было столько времени, потому что сейчас как раз и происходит эта фаза распространения этого заболевания. Как удалось и что нужно было сделать для того, чтобы сократить вот эти сроки, ужать их?

- Ну, вы знаете, действительно, до этого самая быстрая вакцина была в мире разработана за четыре года, и поэтому возможность получить вакцину так быстро вызывает вопросы. Но здесь это и комбинация гениального абсолютно подхода института Гамалеи, который, кстати, очень был поддержан и Министерством здравоохранения, и Министерством обороны. И то, что у нас была действующая вакцина от Эболы, которая была разработана шесть лет по такому же принципу. И, соответственно, мы оказались с гениальной технологией в правильное время, потому что мы чуть-чуть модифицировали вакцину от Эболы и получили вакцину против коронавируса, и самый главный фокус был на безопасности. Мы взяли то, что уже было одобрено и доказало свою эффективность. И в самом начале мы пошли по правильному пути. А наши западные партнеры боялись, что этот путь может не сработать, стали разрабатывать новые технологии. Но там есть очень много вопросов по долгосрочной безопасности и испытаниям тех вакцин.