Конфликт в Нагорном Карабахе: как в Баку и Ереване реагируют на военные сводки

Министр иностранных дел Сергей Лавров побеседовал с главой внешнеполитической службы Евросоюза Жозепом Боррелем. Одной из тем переговоров стал конфликт в Нагорном Карабахе. Как было заявлено, режим прекращения огня в регионе должен соблюдаться, причем без каких-либо оговорок и нарушений. Такой же точки зрения придерживаются в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Режим прекращения огня в Нагорном Карабахе должен соблюдаться без каких-либо оговорок и без нарушений. Такие заявления прозвучали в сегодняшней беседе Сергея Лаврова с главой внешнеполитической службы Европейского союза Жозепом Боррелем.

Аналогичной точки зрения придерживаются в ОБСЕ. Организация призывает участников противостояния серьезно отнестись к обязательствам и договоренностям, достигнутым на переговорах в Москве. Впрочем, пока о полноценном политическом диалоге говорить не приходится. Ситуация остается, мягко говоря, напряженной.

Заключение перемирия – как возможность перейти к долгосрочным соглашениям, избежать кровопролития и сесть за стол переговоров. Цель, которая обозначена в Баку, дипломатическая. Об этом еще накануне говорил президент Азербайджана. А сейчас будто наступило политическое затишье. Неизбежно перед грядущими решениями.

Несмотря на гуманитарную паузу, в зоне боевых действий неспокойно. Министерство обороны Азербайджана сообщает об обстрелах Тертерского, Агджабединского, Геранбойского и других районов. Появляются данные о попытке противника атаковать некоторые направления фронта. По данным военного ведомства, их отражают.

За 300 с лишним километров от боевых действий Баку живет обычной жизнью. Но едва ли это так. Насколько важен Карабах, обсуждают все. Этим именем называют корабли. В аэропорту стоит лайнер "Карабах". В центре города есть Музей национального ковра. И в нем – целая экспозиция, посвященная изделиям из Карабаха.

Карабахские ковры всегда отличались своими большими размерами. Некоторые из них называются "Дест-халы" – комплект, состоящий из нескольких ковров. Орнамент – будто разбросанные цветы. Что интересно – узоры повторяются даже на потолке.

В поддержу тех, кто на фронте, народные артисты исполняют мугам. Говорят, что этот жанр традиционной азербайджанской музыки – голос Карабаха.

Мугам – сложнейшее исполнение, которое подвластно только единицам. И каждую композицию невозможно повторить дважды.

"Карабахские голоса – это что-то необыкновенное. Там что-то в воздухе есть, я не знаю", – отмечает эксперт ЮНЕСКО по сохранению нематериального культурного наследия, доктор философии по искусствоведению Санубар Багирова.

Тем временем новостей с фронта немного, и остается дожидаться, когда достигнутые договоренности между Азербайджаном и Арменией вступят в силу, Красный Крест начнет свою работу, а стороны проведут обмен пленными и убитыми.

В купол попал снаряд, но крест уцелел. И сегодня впервые после атаки в разрушенный собор Святого Христа Всеспасителя в карабахском городе Шуши пришли люди.

Бессмертная музыка Комитаса звучит в стенах обстрелянного храма. "Крунк" (в переводе – "журавль") исполняет виолончелист Севак Аванесян. Это по-настоящему знаковое произведение для армянского народа.

Севак Аванесян приехал из Бельгии. Когда начался конфликт – остался, чтобы поддержать людей.

"Я был здесь с самого первого дня. Я проводил отпуск в Армении. Когда началась война, каждый армянин хотел узнать, что происходит, как он может быть полезен. У меня было запланировано три концерта. Я улетел, провел их. Потом вернулся и все деньги отдал на нужды Армении, чтобы восстановить город", – рассказывает музыкант Севак Аванесян.

А восстановить придется многое. В Степанакерте разрушены дома и гражданская инфраструктура. Ночью – полная темнота. Горят редкие окна. Люди отсиживаются в подвалах. Мартуни, Аскеран, Мартакерт вновь обстреливали. По данным непризнанной республики, жертв и раненых нет.

Утром улицы и окрестности Степанакерта обходят саперы – они продолжают обезвреживать неразорвавшиеся снаряды. С начала эскалации таких нашли около 700.

В Степанакерте с первого дня конфликта усиленную службу несут пожарные и спасатели. К ним присоединились и многочисленные волонтеры.

"С первого дня артобстрелов мы организовали работу по эвакуации граждан. Мы доставляли их в укрытия. В работе сейчас задействован абсолютно весь личный состав. Перед нами поставлена задача – обеспечить людей продовольствием, лекарствами и предметами первой необходимости в убежищах", – отмечает глава управления спасательных сил по чрезвычайным ситуациям непризнанной республики Нагорный Карабах Мехак Арзуманян.

А на линии соприкосновения по-прежнему неспокойно. Министерство обороны Карабаха заявляет об артобстрелах с азербайджанской стороны. С утра огонь ведут на южном, северном и северо-восточном направлениях.

Гуманитарное перемирие, объявленное еще в субботу, должно было защитить от новых обстрелов. Однако продолжают гибнуть не только военные. По данным омбудсмена Нагорного Карабаха, за время конфликта погиб 31 мирный житель. Как минимум пятеро – уже после объявления режима прекращения огня.