Кредиты по СМС и копии чужого паспорта: новые уловки мошенников

Кредиты онлайн, по СМС и копии чужого паспорта – мошенники изобретают все новые способы кражи денег у людей. Решить многие вопросы помогла бы идентификация клиентов. Однако, судя по тому, как неохотно некоторые банки расторгают липовые договоры, такая идентификация пока вряд ли в интересах рынка.

Оформить кредит по копии чужого паспорта – реально. Тысячи россиян месяцами не подозревают о задолженности перед банком. Используя их данные, мошенники оформляют кредиты в салонах красоты, строительных магазинах и просто онлайн.

Александра Грядунова снова и снова изучает поддельную копию своего паспорта, ставшую причиной сорванного отпуска в начале года. По бледным страницам с фейковой подписью и пропиской злоумышленники из Уфы повесили на москвичку кредит на 120 тысяч рублей.

"Фотография здесь не моя. Она явно переклеена и замазана", – говорит Александра.

Оказалось, липовый кредит на покупку шести "КамАЗов" кирпича банк одобрил еще два года назад, но письма о просрочках приходили по вымышленному адресу. Снять ограничения и отменить договор Александра смогла лишь спустя полгода мучений.

"Это очень плохая организация работы банка внутри себя. Это наше законодательство, которое такие ситуации допускает", – считает женщина.

Но если банки пропускают даже столь откровенные махинации, то что уж говорить о кредитах, оформленных в торговых точках в присутствии обманутых клиентов. Пенсионерке Вере Ивановой в салоне сотовой связи обещали смартфон по акции, а выдали кредитный договор на двадцать шесть с половиной тысяч рублей.

"Речь о деньгах не шла. Речь шла о бесплатно подаренном по акции телефоне", – подчеркивает Вера Иванова.

"Не читали договор, подписали сами". Такие фразы в салонах красоты и магазинах электроники обладатели липовых кредитов слышат регулярно. Но задаются вопросом: почему, увидев заявку, банк ничего не перепроверил?

- Людям лень сходить в банк, а банку выгоднее, чтобы это все так проскочило тихим сапом.

- Бизнес на всем сейчас делается. Как можно проще выдать деньги, как можно проще оформить кредит.

Впрочем, эксперты винят во всем самих сотрудников торговых точек, уполномоченных оформлять кредитные заявки. Именно они отвечают перед банком за идентификацию клиента.

"Если служба безопасности недостаточно хорошо проверила контрагента, либо это начало деятельности, возможно, многообещающее, а потом оно превратилось в потоковое мошенничество, конечно тут есть такой риск", – говорит руководитель проекта ОНФ "За права заемщиков" Евгения Лазарева.

А ведь есть и кибермошенники, оформляющие кредиты через удаленный доступ к смартфонам. По словам Дмитрия, больше 200 тысяч рублей на его имя банк перечислил, запросив всего лишь код из СМС.

"Кредит оформился за двадцать секунд. Мне никто из сотрудников банка не перезвонил, не узнал, для чего вам, зачем", – говорит Дмитрий Саркисян.

Эксперты уверены: подобных случаев было бы меньше, если бы финансовые учреждения, дорожащие именем, перестали выдавать кредиты "на скорость" и проверяли заявки не только по копиям паспортов и онлайн-запросам, но и, к примеру, по видеозвонку.

"Можно было бы идентифицировать гражданина, когда он, пользуясь мобильным телефоном, снимает себя на телефон вместе с паспортом, а дистанционно его проверяет контрагент, банковский сотрудник", – предлагает советник председателя совета Ассоциации банков России Олег Иванов.

К слову, отсутствие такой записи в деле помогло бы многим быстрее доказать и свою непричастность к сомнительной сделке. Впрочем, судя по тому, как неохотно некоторые банки расторгают липовые договоры, такая идентификация пока вряд ли в интересах рынка.