Темное прошлое и несчастливая пятница пивного мэра

Несчастливой выдалась минувшая пятница, 13-е, для мэра Томска Ивана Кляйна: прямо на рабочем месте его задержали следователи и сотрудники ФСБ. Силовиков очень интересовало, не смешивает ли чиновник госслужбу с семейным бизнесом – пивной империей.

Очень несчастливой выдалась минувшая пятница, 13-е, для мэра Томска Ивана Кляйна: прямо на рабочем месте его задержали следователи и сотрудники ФСБ. Силовиков очень интересовало, не смешивает ли чиновник госслужбу с семейным бизнесом – пивной империей. Ведь не зря же главу Томска называют едва ли не самым богатым мэром Сибири. Как он сколотил свой капитал, и зачем супруга градоначальника выбросила из окна подушку с записями о миллиардных счетах?

Мэра Томска задержали в пятницу утром. Он проводил селекторное совещание, которое прервали сотрудники СКР и ФСБ. Ивана Кляйна сразу повезли на допрос, а после него – в изолятор временного содержания.

- Вы считаете незаконным ваше задержание?
- Ошибочным!

Всю пятницу шли обыски – в администрации Томска, в компаниях семьи Кляйн и дома у мэра. Он обитает в этом элитном жилом комплексе.

- Наш сосед! Мы тут живем, а он – там!
- По утрам за ним приезжает машина.

Машина приехала и в день обысков, и журналисты застали любопытную картину. Водитель мэра подошел к балкону чиновничьей квартиры, и кто-то из зарешеченных окон скинул ему подушку. Странный презент водитель отнес в автомобиль.

Позже СМИ сообщили, что эту подушку передала жена Кляйна – Галина. Под наволочкой среди пуха и перьев якобы были спрятаны данные о многомиллиардных счетах состоятельной семьи.

- В "посылке" находились номера личных счетов. По некоторым данным, сумма – более 2 миллиардов рублей. В самой квартире полицейские увидели разбросанные по всем комнатам бумажные деньги.

О том, что семья Кляйн не бедствует, было известно давно. Мэра Томска даже называли пивным королем из-за главного актива – пивоваренного завода, построенного еще в царское время Карлом Крюгером. Теперь предприятие называется просто "Томское пиво".

В последние годы компания семьи Кляйн – а управляют ею жена мэра и две дочери, – имела чистую прибыль почти в полтора миллиарда рублей. Некогда региональные пивовары развернулись на всю страну, провели ребрендинг и начали выпускать новое пиво с мультипликационными этикетками.

Судя по материалам уголовного дела, Иван Кляйн, даже заняв должность мэра в 2013 году, продолжал оказывать покровительство своей компании.

"Несмотря на наличие закона о противодействии коррупции, в регионах, как правило, на это не обращают внимания, и зачастую происходят ситуации, схожие с той, которая сейчас обсуждается вокруг мэра Томска. Наличие у родственников мэра прибыльного предприятия, на мой взгляд, в значительной степени объясняется именно его должностными полномочиями", – говорит бывший сотрудник ФСБ Александр Беляев.

Разработку мэра вели сотрудники ФСБ. Они установили, что несколько лет назад рядом с пивоваренным заводом семьи Кляйн один из местных коммерсантов решил построить жилой микрорайон. Начал оформлять документы, но мэр, как считают следователи, такого соседства не потерпел и поспешил остановить стройку.

"Подозреваемый в 2016 году, действуя в интересах ООО "Томское пиво", основным акционером которого он является, дал незаконные указания начальнику департамента градостроительства и архитектуры администрации города Томска внести в геоинформационную систему недостоверные сведения", – рассказала старший помощник руководителя СУ СКР по Томской области Елена Лебедева.

Так возле территории завода появилась трехсотметровая санитарная зона, стройка в которой запрещена. Ради своего предприятия мэр предположительно даже изменил план застройки города. Благоволил Кляйн, похоже, не только семейному бизнесу, но и семье.

Например, судя по одному из документов, в 2015 году лично выделил своей дочери Светлане Кляйн земельный участок почти в 900 квадратных метров под строительство особняка. Одаривал мэр и свою жену.

- Самый большой подарок, можете себе представить, супруге дарил – букет цветов высотой полтора метра и диаметром метр.

И все же самым ценным супружеским подарком стал тот самый пивоваренный завод. Галина Кляйн возглавила его, когда муж стал мэром Томска.

На семью Кляйн зарегистрировано несколько десятков компаний из разных отраслей. Это не только производство пива, но и минеральной воды и газировки, строительство, ресторанный и гостиничный бизнес. Семью Кляйн называют одной из богатейших в России.

- Только морда потом вот такую не делайте!
- Лицо.

Это – интервью Ивана Кляйна с регулярной церемонии "Меценат года". Мэр устраивал ее для томских коммерсантов и почти каждый год награждал почетными грамотами семейную компанию и лично свою жену Галину.

Какой подарок Кляйн хотел преподнести своей жене 14 ноября, теперь вряд ли узнать. У Галины юбилей – 60 лет. Но муж – за решеткой, и семье явно не до праздника.

Накануне именинницы не было и на работе. Хотя на пивоваренном заводе весь день шли обыски.

- Здравствуйте! Телеканал "Россия", "Вести-Томск". А мы можем с руководством поговорить? Галины Кляйн на месте?
- Ее нет.

Тучи над мэром сгущались давно. Местные жители несколько раз требовали его отставки из-за проблем в ЖКХ, плохих дорог и обвалов грунта в центре города. На некоторые ЧП мэр выезжал лично и давал комментарии о ходе работ.

- Ну, если тут воды нет, замороженных масс нет, можно спокойно укладывать песок и щебень и все делать!

Его обвиняли в провале мусорной реформы, а он отвечал: "Получилось то, что получилось".

А часто и сам шел в атаку. Например, на сотрудников кондитерской фабрики, которые в городской праздник бросали в толпу пирожные.

- Опозорили Томск на всю страну!

При этом Кляйн не очень любил комментировать уголовные дела против своих замов. Таких было четверо. Татьяна Домнич, Владимир Костюков, Анна Подгорная. Последним этим летом попался вице-мэр Евгений Суриков.

Сурикова обвинили в получении взятки в крупном размере. На незаконные деньги он якобы построил коттедж с подземной парковкой. Сейчас Суриков под стражей. Мэр Кляйн, впрочем, тоже не единственный томский градоначальник, попавший под следствие.

Так начиналось уголовное дело Александра Макарова. Декабрь 2006-го, мэра задержали при получении трех миллионов рублей за выделение земельного участка. Это оказалось мелочью по сравнению с тем, что оперативники нашли в квартире родных мэра Томска. В мусорных мешках и сейфах Макаров хранил почти 50 миллионов рублей. Деньги лежали так давно, что часть резинок, стягивающих пачки с наличностью, превратилась в труху.

По некоторым данным, у Макарова также нашли две нераспечатанные зарплатные карты, куда поступало жалование градоначальника и которыми мэр, похоже, даже не пользовался. По словам очевидцев, Макаров часто носил с собой около 10 тысяч долларов – на расходы. Помимо денег во время обысков были найдены еще и наркотики. СМИ писали, что Макарова еще в молодости отчислили из университета за употребление запрещенных веществ.

- Вещество коричневого цвета мазеобразной консистенции с запахом мака.

Нашлась в кабинете Макарова и коллекция меда, который он ел почти каждый день. Журналисты программы "Честный детектив" встречались с мэром после его задержания. О деньгах, найденных у него в кабинете, бывший чиновник говорил неохотно.

Макарова приговорили к 12 годам колонии. Любопытная деталь – у семьи мэра был большой бизнес, множество торговых точек, оформленных на сына Илью.

Сменивший его на посту мэра Томска Николай Николайчук тоже имел прибыльное семейное дело. Многочисленные квартиры, особняки и земля были записаны на жену и детей чиновника. Николайчук попался на махинациях с ремонтом дорог, который проводил его знакомый. Николайчука приговорили к 4 годам условно. И вот – вновь семейная бизнес-империя, теперь уже пивного барона Кляйна, потянула карьеру мэра на дно.