Кочергой и киркой по голове: дела кузнеца и юриста

Москвич Игорь Кривенок зарабатывает на жизнь художественной ковкой, а недавно стал жертвой открытого и наглого ограбления. Схватка за свое добро закончилась для кузнеца уголовным делом. Как защита имущества в доме может перейти в оборону в суде?

Битва за кованую скамейку может закончится скамьей подсудимых. Москвич Игорь Кривенок с редкой профессией – кузнец – зарабатывает на жизнь художественной ковкой. Но недавно он стал жертвой открытого и наглого ограбления. Схватка за свое добро закончилась для кузнеца уголовным делом. Как защита имущества в доме может перейти в оборону в суде? И где проходит грань между нападением и самообороной?

Он раздувает горн и смело кует, пока железо горячо. Делает это изо дня в день вот уже почти полвека.

- Вот оно – горит железо!

Чтобы железо горело, в горнило следует засыпать мокрый уголь, делиться профессиональными секретами кузнец из Москвы Игорь Кривенок. Так больше жару. Перед ковкой следует и задобрить огонь.

- Я сегодня нечаянно кинул – не мусор, щепу – ну, как бы уже и мусор. Потом думаю – обидится. Взял 200 рублей, положил.

Деньги кузнец зарабатывает художественной ковкой – изготавливает на заказ экраны и решетки для каминов, витые ворота. Их самый простой элемент – так называемый "барашек".

- "Барашек" – это классика.
– Почему классика?
– Ну, кто на пианино играет – "Собачий вальс" – это классика.

Правда, в жизни самого Кривенка не все так мелодично. Недавно, говорит, у него попытались украсть кованую скамейку. Якобы трое неизвестных хотели погрузить лавку в микроавтобус. Имущество пришлось отбивать в прямом смысле. В разгар конфликта в пылу борьбы кузнец огрел непрошеных гостей выкованной им же кочергой.

- Я смотрю боковым зрением – на меня идет рука. Я с испугу приседаю и ему – бац! Инерция такая – ему в колено втыкаю крючок этот. Слышу, он матерится и приседает. Я боюсь – сейчас запинают. Я ему сразу кочергой в башку!

Побитый мужчина обратился в полицию. Кочергу изъяли как вещдок, а в действиях Игоря Кривенка усмотрели умышленное причинение легкого вреда здоровью. Он якобы нанес удар некоему гражданину Кривельскому на фоне личных неприязненных отношений.

"В межмуниципальный отдел МВД России "Коммунарский" города Москвы обратился гражданин с заявлением о нанесении телесных повреждений. По данному факту было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 115 УК РФ. Позже в полицию обратился мужчина с заявлением о краже имущества. По результатам проведенной проверки было вынесено соответствующее процессуальное решение, о чем был уведомлен заявитель в установленные законом сроки", – сообщили в пресс-службе УВД по ТиНАО ГУ МВД России по городу Москве.

Вот тот самый синий фургон, куда, по словам кузнеца, предполагаемые злоумышленники пытались погрузить скамейку. Интересно, что автомобиль тоже стал предметом разбирательств, а Игорь Кривенок – фигурантом уголовного дела. Его обвинили в неправомерном завладении чужим транспортом без цели угона. Он отобрал ключи зажигания у владельца, который якобы был пьян.

Речь все о том же гражданине Кривельском. Он почему-то так и не забрал микроавтобус, который припарковал у мастерской Кривенка. У авто выбиты стекла. В салоне на передней панели лежат полупустая емкость минералки, пластиковые стаканчики и крышка от бутылки водки.

- Я не скажу, что они прямо в уматину, но хорошо гульнули. Я ему дам добро, мы его отпустим, он кого-нибудь собьет. Не дай Бог, ребенка!

Логика – железная. С этим согласилась и прокуратура. Обвинения с кузнеца все-таки сняли – но только в деле с машиной. Побои никто не отменял.

"Действия нашего доверителя по защите самого себя, своего здоровья и своей собственности, безусловно, должны подпадать под действия необходимой обороны. А необходимая оборона – это обстоятельство, исключающее преступность деяния вообще", – говорит адвокат Игоря Кривенка Сергей Тюленев.

Житель Хакасии Эдуард Соломачев вообще-то привык вести борьбу в правовом поле – он юрист. Но вора на пороге судебными исками не всегда испугаешь. Поэтому, по словам Эдуарда, когда на него в собственном доме напал грабитель, пришлось искать аргументы повесомее. Под руку попалась кирка.

- Он на меня напал, мы начали с ним бороться. Я его ударил, он меня пнул или чем-то ударил в колено. Ударились об стену. В процессе борьбы мы упали. Я упал на него. Он упал лицом вниз. Начал пытаться мне палец откусить.

Хозяин дома оказался не по зубам налетчику. Эдуард задержал его и передал полицейским. Рамиль Бикташев в свои тридцать пять 17 лет провел за решеткой – кражи, разбои, угоны. За попытку ограбления на него завели уголовное дело, но в СИЗО не отправили. Поэтому Бикташев вновь обчистил чужой дом, пока хозяева спали. На сей раз пострадал местный житель Вячеслав Иванов.

- Костюм горнолыжный, бинокль. Зачем-то он парфюмерию мою собрал, бутылечки. Выхожу в гараж – ворота полностью открыты, машины нет.

Рецидивиста все-таки арестовали, но под следствие угодил и Эдуард Соломачев за нанесение тяжкого вреда здоровью. Родная сестра Бикташева, почему-то прячась от журналистов под одеялом, показывает фотографии брата. Якобы, так он выглядел после встречи с юристом Соломачевым. Кстати, сам Бикташев признается: он действительно шел на преступление. Но хозяин дома, мол, оказал ему жесткий прием и как-то уж очень грубо задержал.

- С первого удара – киркой в лоб Соломачев ему ударил – треснула лобовая кость.

По словам экспертов, доказать необходимость обороны крайне сложно. Четких критериев, которые бы регламентировали действия защищающегося, просто нет. По сути, это субъективная оценка следователя, который разбирается в происшествии.

"Одно дело, когда самооборона была адекватной. Когда, например, у вас, например, хотели отнять телефон, а вы среагировали, выкрутили руку нападавшему, дали подзатыльник и на том разошлись. Но другое дело, если вы отправили нападавшего нокдаун, а потом лежащего без сознания человека ударили ногой по голове. Весь вопрос – в последствиях самообороны и в позиции пострадавшего злоумышленника", – говорит эксперт по уголовным делам Евгений Клинников.

Позиция пострадавшего Кривельского, который якобы хотел украсть лавку на строительном рынке, неизвестна. Он, по слухам, в запое и, по словам кузнеца, в его отношении до сих пор не возбуждено уголовное дело. Сам же Игорь Кривенок во всей этой спорной ситуации даже нашел плюсы – мол, не дал пьяному сесть за руль.