Ликвидация без компенсации: дачники на грани выживания

Дачные дома жителей Подмосковья, оказавшиеся по новым нормам в опасной близости к газопроводу, могут пойти под снос.

Ликвидация без компенсации. В Раменском районе в опасной близости от газопровода оказались 56 земельных участков. Дома приговорили к сносу спустя 30 лет после того, как люди их построили. Как изменились технические нормы и почему на грани выживания оказались тысячи дачников?

- 56 домов хотят снести! 56 пенсионеров, которые вложили свои средства и надежды на то, что будет нормально проходить наша старость. Нас лишают этого! – возмущен местный житель Алексей Синютин.

СНТ "Аксёново" в Раменском районе Подмосковья фактически приговорено к ликвидации – 56 домов из 64 признаны стоящими в опасной близости от магистрального газопровода. Так утверждают в эксплуатирующей его организации.

Начальник службы по связям с общественностью и СМИ ООО "Газпром Трансгаз Москва" Константин Мисяутов отмечает, что минимальное расстояние от зданий и сооружения до газопровода в соответствии со строительными правилами и нормами должно составлять порядка 150 метров.

- О наличии газовой трубы мы не знали и не могли об этом знать, разрешительная документация у нас вся есть Вот пожалуйста – есть бумаги. Это разрешение горисполкома РСФСР Раменского района, бумага эта была выдана в 1988 году, – показывает Денис Гришин, председатель СНТ ''Аксёново''.

И правда, 33 года назад, когда сотрудникам Горного института выделяли бросовые, заболоченные земли в глухом лесу, никто их ни о какой трубе не предупреждал.

- На нашем генеральном плане стоит виза управления газового хозяйства. Когда разрешилось строительство наших домов, тех законов, по которым производят судебный процесс, не существовало, – возмущена Галина Киборгина.

И даже сам газопровод с давлением 5,5 атмосфер, проложенный здесь еще в 64-м году, ничем обозначен не был. Щиты появились только в период 2015-2016 гг. А до 15 года здесь был лес, туда ходили собирать грибы и ягоды.

- Как получилось, что людям выделили землю в непосредственной близости от газовой трубы? СНТ встало на кадастр в 2004 году, труба в 2020, получилось так, что регламенты этой трубы накрыли часть этого товарищества. У трубы были одни нормативы, сейчас, соответственно, другие, – поясняет Юрий Лотарёв, начальник Управления градостроительной деятельности администрации Раменского город

Выходит, доценты и аспиранты, 30 с лишним лет осушавшие своими руками болото, чтобы посадить на 6 сотках морковку с редиской. стали заложниками изменившихся технических норм, после того как зону отчуждения газопроводов увеличили со 100 метров до 150.

- Вот решение суда о сносе дома, сзади меня который находится, без всяких компенсаций. Без чего-либо, без каких-либо возмещений и так далее, определил дом снести и оплатить Газпрому судебные издержки. В том числе экспертизу 100 тысяч", – показывает постановление суда Олег Евдокимов.

Бывший инженер аэрокосмических систем Олег Евдокимов строил этот скромный дом своими руками целых 10 лет, чтобы перевезти на свежий воздух маму – ветерана войны и инвалида Марию Кореневу. Педантично делал все по закону, получал разрешения, согласовывал, регистрировал. Теперь все документы на собственность, выданные ему госорганами, превратились в туалетную бумагу.

- Ну это для меня жизнь, я тут каждое лето, я же живу на пятом этаже, без лифта. А здесь я на свежем воздухе. И если снесут дом, я умру! – уверена Мария Коренева, ветеран Великой Отечественной войны.

Адвокат Янис Юкша считает, что если компания настаивает и действительно существует опасность строения в пределах этих земельных участков, то просто она обязана фактически выкупить данные земельные участки и дома у данных лиц.

Казалось бы, проблемы быть не должно. В 2017 году, во время "Прямой линии" президент Владимир Путин лично остановил снос домов под Челябинском. Ситуация была аналогичная.

- Считаю, что этот закон надо изменить! Можно не разрешать строить новых зданий, сооружений уже в 150 метровой зоне. Но тех, кто уже построился в стометровой зоне, нужно оставить в покое! – заявил тогда президент. Президент свое слово сдержал. Светлана Романова, дозвонившаяся тогда на "Прямую линию", рассказывает:

- Газпром забрал свои иски и их дома оставили. И вот "Линия" нам помогла сохранить наши дома, наши дачи. Мы очень рады, конечно.

Был даже принят 342 Федеральный закон о минимальных зонах безопасности и компенсациях в случаях сноса. Но проблема вновь всплыла. Еще одно СНТ под Сергиевым Посадом. На беду за околицей – газораспределительная станция.

В СНТ ОКБА ориентировочно 22 дома подлежит сносу в связи с нахождением в опасной близости к газораспределительной станции

- Ну буквально нас обманули. Вот мой дом, например, строил еще дед мой, это такое родовое гнездо, в котором выросло одно поколение, другое, третье. И сейчас под угрозой наши родные дома, в которых мы выросли, – рассказывает местная жительница Мария Варламова.

Первым приговорили щитовой дом инвалида Юрия Тихонова аж о 36 квадратных метрах – ни дать ни взять, домик кума Тыквы из Чиполлино. Признан судом опасным самостроем, угрожающим промышленной безопасности. Хоть и строили его еще в 70-х, по всем правилам.

- Нашли бумагу от 79 года, подписанную Газпромом в том числе. Они согласовали строительство, то есть, все это входит в зону минимальных расстояний по тем нормам, 50 метров, кажется, было, – вспоминает Тихонов.

Дело дошло до Конституционного суда. Юрист Виктор Савушкин поясняет:

- В Конституционном суде мы просим дать нам возможность получить за это компенсацию за снос дома. Чтобы из решения суда исключили самовольное строительство. На сегодняшний день Газпром озвучил цифру в 200 млрд рублей, необходимую для урегулирования конфликта по своим структурам.

За последние годы в соответствии с новыми нормами закона на кадастровый учет в Московской области поставлены и еще ставятся сотни километров газопровода. Речь может идти о скором сносе тысяч частных домов, попадающих во вновь образуемые зоны отчуждения. На сегодняшний день остается нерешенным главный вопрос – кто будет платить компенсации их владельцам.