Турецкая "нога" НАТО в Афганистане

Примерно 18 тысяч афганцев, сотрудничавших с западной коалицией, и больше 50 тысяч членов их семей просят о срочной эвакуации. Но США обещают начать ее не раньше конца июля. Пакистан, Иран, Таджикистан и Узбекистан уже приняли 3,5 миллиона беженцев. Что начинается в регионе после провальной кампании США?

В Афганистане начинается гуманитарный кризис. Именно такую оценку дал ситуации Комиссариат по делам беженцев ООН. После поспешного ухода из страны американских подразделений подавленные, но никуда не пропавшие талибы немедленно перешли в наступление и теперь контролируют больше половины территории страны. Представители официального правительства и движения "Талибан" (запрещена в РФ) начали переговоры в Дохе.

Примерно 18 тысяч афганцев, сотрудничавших с западной коалицией, и больше 50 тысяч членов их семей просят о срочной эвакуации. Но США обещают начать ее не раньше конца июля. Пакистан, Иран, Таджикистан и Узбекистан уже приняли 3,5 миллиона беженцев. Что начинается в регионе после провальной кампании США?

Столица Афганистана уже окружена, и то, что Кабул еще не блокирован, – это решение самих талибов. Они это могут сделать в любой момент, и это, безусловно, еще один козырь в переговорном процессе. Практически все погранпереходы и ключевые участки трасс находятся в руках боевиков. И отсюда, из Кабула кажется, что у правительства, по сути, нет выхода, ему придется принять условия движения "Талибан".

Минобороны страны, конечно, публикует кадры ракетных и бомбовых ударов по скоплению боевиков "Талибана". Но это, скорее, информационное противодействие. За неделю "Талибану" удалось уничтожить пять вертолетов правительственных сил. На земле инициатива по-прежнему в руках талибов. На этой карте хорошо видно, насколько успешно продвигаются боевики, сейчас зона влияния талибов значительно больше, нежели правительственных сил. Ожесточенные бои идут в провинции Кандагар – ключевой и для "Талибана", и для Кабула.

И все это во время переговоров в Дохе, в которые в самом Афганистане верят только, пожалуй, представители правительственных сил или делают вид, что верят. Бывший премьер страны Гульбеддин Хекматияр, один из главарей моджахедов, которые воевали против советской армии, лидер крупной афганской партии, в успех мирных переговоров в Дохе не верит.

"Необходимо проведение межафганских переговоров без посредничества третьей стороны. Одна из причин коллапса встреч в Дохе – это посредничество тех, кто был во вовлечен в войну, это США", – уверен Гульбеддин Хекматияр.

Самого Хекматияра в Кабуле многие до сих пор называют "мясником" и не могут простить ему варварские артиллерийские налеты на столицу в 90-е. И это – проблема каждого лидера той или иной афганской фракции. Все участники гражданской войны имеют сторонников, но и кровных врагов. Война идет уж более 40 лет.

Несмотря на то что Кабул живет в ожидании наступления отрядов движения "Талибан", сейчас в столице рекордные пробки. Жители других провинций, где идут боевые действия, пытаются переехать в Кабул, чтобы после сбежать из страны.

Бывший полевой командир "Талибана" Мохаммад Ага озвучивает причины активного наступления боевиков движения: "Почему талибы вообще пошли в наступление? Правительство очень держится за свои кресла и ни в коем случае не хочет их оставлять, даже ради мира. Американцы, как мы знаем, не держат свое слово, сказали, что уйдут через 14 месяцев, потом они не ушли, затеяли провальную встречу в Стамбуле, чтобы представить, что они принесли Афганистану мир, а на самом деле убивали афганцев. Если правительство не будет готово к миру, думаю, талибы начнут захват Кабула, но если правительство проявит гибкость, то талибы готовы к диалогу".

Но представление о том, что такое гибкость, у боевиков "Талибана" и политиков в Кабуле может быть разным. Вот бывший генпрокурор страны при правлении талибов Джелалуддин Шинвари говорит, движение не угрожает соседям в регионе, да и вообще 20 лет войны с НАТО сильно изменили "Талибан".

"Нужно понимать, что у талибов цель – это география Афганистана. Это не "ИГИЛ" (запрещено в РФ), которое хочет захватить мир. Все, что хотят талибы, – это построить мусульманское государство в Афганистане", – отметил Джелалуддин Шинвари.

Однако в тех провинциях, которые контролирует "Талибан", информации о работе женских школ нет, а на кадрах, которые распространяют пропагандисты боевиков на улицах, – одни мужчины. Поэтому городское, а тем более столичное население не поддерживает талибов. Угроза Кабулу со стороны боевиков спровоцировала рекордный поток беженцев. При этом, по данным наших источников, боевики движения продолжают скрытно прибывать в столицу. И об этом, конечно, прекрасно знают и представители правительства, и американские спецслужбы.

Несмотря на то что американский контингент покинул Афганистан, военные США продолжают детально контролировать обстановку в столице страны. Над американским посольством постоянно работает разведывательный дирижабль. При этом НАТО пытается одной ногой все же остаться в Афганистане, и это теперь турецкая "нога". Эрдоган проявил инициативу и пообещал, что батальон турецких военных будет охранять аэропорт Кабула и управлять им. Такая услуга Альянсу может дорого стоить Анкаре. Талибы уже дали понять, что не рады иностранным военным, даже если они из мусульманской страны. А полтысячи бойцов не смогут противостоять боевикам даже при поддержке авиации. Похоже, в Турции действительно рассчитывают на коалиционное правительство. Только оно позволит исключить летальный исход турецкого присутствия в новом Афганистане без США.