Политолог Лэтем: слухи об упадке России сильно преувеличены

Слухи об упадке России, циркулирующие с момента распада Советского Союза ровно 30 лет назад, сильно преувеличены. В этом убежден американский политолог, профессор международных отношений колледжа Макалестера Эндрю Лэтем.

Слухи об упадке России, циркулирующие с момента распада Советского Союза ровно 30 лет назад, сильно преувеличены. Об этом пишет в своей колонке для американского издания The Hill профессор международных отношений колледжа Макалестера Эндрю Лэтем.

Россия, преемница СССР, после падения с пьедестала сверхдержавы регулярно характеризуется как угасающая держава, бывшая держава и держава в упадке, пишет он. Однако эти и другие подобные им характеристики вводят в серьезное заблуждение, что еще раз продемонстрировал кризис на Украине.

Россия – не мелкий игрок на мировой арене, пишет Лэтем: фактически все как раз наоборот. Если взглянуть на ситуацию беспристрастно, в холодном свете реальной политики, то Россия однозначно является "великой державой" – страной, у которой есть как существенные инструменты национальной власти, так и воля использовать эти инструменты для влияния на исход политических событий по всему миру.

"И любая грандиозная американская стратегия, достойная такого названия, должна будет принимать в расчет этот неоспоримый факт", – отмечает политолог.

Россия по-прежнему испытывает экономические трудности и страдает от демографических вызовов, пишет Лэтем. Однако миф о ее упадке представляет собой именно это – миф.

Сегодняшняя Россия удовлетворяет критериям великой державы с точки зрения обладания как "мягкой", так и "жесткой" силой. К первой относятся российские СМИ, включая Sputnik и RT, российские культурные центры, Русская православная церковь, российские исследовательские центры и университеты. Также Россия обеспечивает своим союзникам гуманитарную помощь, облегчение долгового бремени и безопасность через возглавляемые ею международные структуры наподобие Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

К "жесткой" же силе относятся модернизированные с ошеломляющими результатами ядерные и обычные вооруженные силы РФ, по которым наша страна, при сохранении некоторых асимметрий, теперь вне всяких сомнений входит в одну лигу с США и Китаем.

Что все это означает для США? Выражаясь простым языком, признание за Россией статуса великой державы означало бы осознание того, что международные отношения вернулись к "заводским установкам", пишет Лэтем. За три четверти века США позабыли тот факт, что многополярность – базовая конфигурация власти в мире.

Мы вступили в эру многополярного соревнования великих держав, говорит политолог. И обманывать себя тем, что происходит что-то иное – вторая холодная война или что-либо еще, где США являются "единственной оставшейся сверхдержавой", – значит в корне неправильно понимать нынешнюю геополитическую среду.

Осознание реалий российской мощи и места России в международном порядке – наоборот, шаг на пути к стратегической ясности, пишет Лэтем. И учитывая, что стоит на кону, США, по его словам, следует сделать этот шаг.